You are here
Home > Интервью > Мы из джаза

Мы из джаза

7 июля в ТАСС прошла пресс-конференция с известными джазовыми музыкантами – Олегом Бутманом  и Игорем Бутманом, которые недавно гастролировали с Московским джазовым оркестром (под руководством Игоря Бутмана) по Китаю, США и Канаде.

Музыканты поделились впечатлениями о прошедших гастролях, и ответили представителям разных изданий прессы на интересующие вопросы.

Помимо концертов, музыканты приняли участия в трёх крупнейших джаз-фестивалях: «Xerox Rochester International Jazz», «Ottawa Jazz Festival», «Festival International de Jazz de Montreal».

Поговорили о месте Российского джаза в мире. Бытует мнение, что у нас джаз играют менее профессионально, чем в тех же Штатах. Игорь Бутман констатирует: пока это действительно так (неудивительно, ведь Америка – родина джаза, именно там афроамериканцы затосковали по родине и стали сочинять блюз, а потом устраивать подпольные джазовые концерты). Однако в России очень много молодых оркестров со способными музыкантами, и самое главное, есть молодая аудитория, чего нет в США, (слушатели джаза в Америке-это люди от тридцати и больше). Поэтому у нашей страны большой потенциал и есть шанс занять достойное место в мировом джазе.

Игорь Бутман рассказал о достижениях компании Igor Butman Music Group, которая занимается продюсированием фестивалей и поддержкой молодых музыкантов. Для новичков команда создаёт все необходимые условия для творчества, а самым талантливым помогает выпускать альбомы. Молодёжь выступает на джазовых фестивалях Бутмана, которые проходят в разных уголках России.

«Я всегда помогаю талантам, как минимум,- даю совет. Как говорил мой дедушка, важнее всего познать самого себя, свои ресурсы. Нужно трудиться, верить и любить»- Говорит Игорь Бутман.

Игорь Бутман также согласился ответить на несколько вопросов специально для нашего журнала:

ОКОЛО: В 1987 вы уехали в США, отучились в Беркли, после нашли работу, и в музыкальной карьере всё складывалось как нельзя лучше. Зачем вы вернулись?

И.Б: Я хотел уехать в США лет, наверное, с двенадцати, потому что Америка была как сказка, в СССР было крайне мало музыкантов, с которыми можно играть. Потом, вернувшись уже не в Советский Союз, а в Россию, я увидел, что это совсем другая страна, и там всё закрутилось-завертелось, появились музыканты и публика. На третий раз, вернувшись в Россию, я познакомился со своей супругой, и когда мы хотели улетать в США, ей не дали визу. Но это не расстроило нас, потому что и в России стало интересно заниматься музыкой, всё это было впервые-создали джаз-клуб, джаз-фестиваль, на который приезжают американские музыканты, и даже когда через два года мы получили эту визу, мы подумали, что здесь итак всё хорошо, в Америку мы ездим. Находится физически в Нью-Йорке? В Нью-Йорке не так просто жить, и для музыканта это серьёзное испытание. Иногда можно остаться на творческой орбите, с которой ты не можешь сойти. И заканчивается это тем, что ты просто выживаешь в замечательном городе, в ритме джаза, а с джазом не сталкиваешься, потому что понимаешь, что у тебя не хватает времени заниматься им, или общаться с другими музыкантами, не хватает времени на то, чтобы поиграть в своё удовольствие. В Москве меньше давления.

ОКОЛО: Когда открываешь статью из Википедии о вас, первое, что бросается в глаза,- это словосочетание «советский саксофонист». Уже сложился стереотип, что во времена железного занавеса «почва» для джаза не была плодотворной. Кто привил вам любовь к джазу, и как вам удалось в те времена выйти на эту стезю?

И.Б: Любовь к джазу нам привил наш отец-Михаил Бутман, который тоже сам был джазовым любителем-барабанщиком. У нас в доме, где я родился, жил саксофонист Орест Кандат, который был первым саксофонистом джаза Утёсова. Вот с этого всё началось.

ОКОЛО: Вы получили музыкальное образование, как в России, так и в США. С вашей точки зрения, где музыкальное образование более качественное?

И.Б: В плане джаза, качественнее в Америке, а в плане музыки образование в СССР, и до него, конечно, у нас были одни из самых лучших в мире школ. Очень большие традиции шли ещё с дореволюционных времён, и они сохранились, и в СССР, и даже в России, в академической музыке.

ОКОЛО: Есть ли такой нюанс, что западные музыканты более трудолюбивы и профессиональны?

И.Б: Я думаю, что из-за того, что есть большая конкуренция, им приходится больше работать, они более ответственные, особенно американские. Если ты там опоздал, то можешь потерять работу, потому что на твоё место претендуют ещё пять или шесть хороших музыкантов, не хуже тебя.

ОКОЛО: В джазе есть парадокс: его истоки восходят к временам рабовладельческого строя, когда африканцы требовали свободы. По протестному духу можно сравнить с роком, но рок могут слушать все, а джаз, в основном, люди образованные. Можете ли вы это объяснить?

И.Б:  Да, джаз действительно зародился у африканских рабов, которые работали на плантациях на юге Америки, но песни сложили благодаря таланту этих рабов. Поначалу джаз был очень простым, под него танцевали, и долгое время джаз был популярной музыкой, звёзды джаза были главные люди шоу-бизнеса в Америке – Фрэнк Синатра, Элла Фицджеральд . Потом музыканты, опять же, негритянские, решили уйти от стереотипов джаза, найти что-то новое, сделать музыку более глубокой, умной , стали усложнять импровизации и в какой-то степени потеряли эту популярность,  потому что многим было сложно воспринимать быстрые пассажи, скорости, не все могли за этим уследить, и джаз потерял из-за этих инноваций. Он приобрёл в художественном смысле, но потерял аудиторию.

ОКОЛО: Представьте, что вы оказались на необитаемом острове со всеми комфортными условиями ровно на год, и у вас есть возможность взять с собой три картины, книги троих авторов и три музыкальных альбома. Что бы это было?

И.Б: Мне очень нравится творчество моей тёти Виктории Кушелевой, я бы взял её три картины. Но я очень люблю также творчество Сальвадора Дали и Пикассо, а тётя работает в похожем стиле. Из книг: Булгакова, Ильфа и Петрова, а третье — что-то умное, может Фейхтвангера, или Дюма? Или(смеётся), как называется эта книга? Робинзон Крузо! Три альбома-  «Kind Of Blue» Miles Davis, «Light As A Feather» Chick Corea и «Heavy Metal People» The Brecker Brothers.

Несмотря на большую популярность музыкантов,  ведут они себя очень искренне и просто, что не может не очаровать. После пресс-конференции Бутман младший и старший просто поговорили с гостями, кому-то ответили на личные вопросы, кому-то дали интервью, и просто фотографировались с желающими.

Этим летом было и будет проведено много джазовых фестивалей, организованных Игорем Бутманом,- «Джазовые сезоны в Ленинских Горках» 9-10 июля,  «WorldJazzFestiva»l  в Риге 28-29 июля, «Акваджаз.SochiJazzFestival» 4-7 августа и «SkolkovoJazz» 27 августа.

Также, Олег Бутман отметил своё пятидесятилетие концертами в Московском Международном Доме Музыки 11 июля и в Санкт-Петербурге в «Колизее» 13 июля. Игорь Бутман высказался по этому поводу так: «Главное событие этого года для меня — пятидесятилетие моего брата. Это хороший повод собраться всем вместе и пригласить хороших музыкантов, звёзд джаза на свой юбилей. Сорок пять лет я тоже отмечал концертом в Доме Музыки».

 

Автор: Алина Мирзоева

comments powered by HyperComments