Станцуем свой последний танец

Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило. (А. С. Пушкин) Эти стихи Пушкина прозвучали 13 декабря со сцены Учебного театра на Моховой, где студенты мастерской Ю. М. Красовского на три часа перенесли своих зрителей в 19 век, чтобы рассказать историю подготовки и последствий одного из самых неудачных, но чрезвычайно романтизированных восстаний – восстания декабристов. То была премьера спектакля "Последний котильон". Основой для состоявшейся премьеры послужили замечательные пьесы российского писателя, историка и эссеиста Бориса Голлера «Сто братьев Бестужевых», «Вокруг площади», а также повесть «Петербургские флейты». Сто девяносто лет назад 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади состоялось очень важное для дальнейшей истории России событие – восстание не просто тружеников, а представителей элиты, которым было «стыдно жить в стране, где все еще бьют живых людей кнутом» и которые верили, что решения в стране должны приниматься не «по воле одного человека, а по закону». PlVbSBN9yOk У них были свои семьи: матери, которые в них души не чаяли и старались вырастить офицеров и людей чести, а также сестры, готовые простить, помочь или спасти своих братьев любыми правдами и неправдами, и конечно, жены, пусть и закрывающие глаза на многое из происходящего, но поддерживающие своих мужей до конца. Все это стало сюжетными линиями одного спектакля, в котором режиссер постарался показать декабристов – и романтическими героями, и людьми с разными характерами, при этом общей идеалистической верой в утопию, где нет места ни программе действий, ни плану развития большой страны. bPHLOeTOQT4 Отдельно хочется отметить замечательную игру студентов Ю. М. Красовского: Сергея Якушева в роли Николая Бестужева, Анастасии Смоляниченко в роли невероятно трогательной жены Рылеева, Владислава Ставропольцева, создавшего яркий и запоминающийся образ Михаила Бестужева и Федора Пшеничного, воплотившего в роли Александра Бестужева эталон интеллигенции 19 века. Не менее значимым, чем декабристы, героем спектакля стал Николай I, великолепно сыгранный Петром Севенардом. Интерпретация образа царя позволяет увидеть в нем твердого, жесткого стратега, во многом грубого и возможно, даже несколько коварного. Ему свойственна логика суждений в отличие от романтических фантазий организаторов восстания. Первой своей задачей император считал расследование корней заговора, которое, по его представлению, чуть было не погубило государство. С этой целью он принимал активное участие в следствии по делу декабристов, в том числе в их допросах, где одним из самых важных вопросов был такой: «представь: вы победили. Чем ты занят 15 декабря?» hMn7To3bE6Y У Николая I планы были не только на 15 декабря, но и на несколько лет вперед, во многом благодаря беседам с известным историком Николаем Карамзиным. И пусть его не было на сцене, но его имя лейтмотивом шло через весь спектакль, как символ веры в спасение, потому что если он смог уговорить царя освободить крестьян, то и другие перемены возможны. Возможно многое, но не помилование для тех, кто уже станцевал свой последний котильон, постепенно превратившийся из французского бального танца в танец марионеток, послушно движимых беспощадной рукой дирижера. Остается только молитва, звучащая в проникновенном многоголосии там, где мгновение проходит, превращаясь в бесконечность.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения