You are here
Home > Кино > «Времена не выбирают, в них живут…»

«Времена не выбирают, в них живут…»

1 октября на экраны страны вышел новый фильм Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи». Кино, которое непременно нужно увидеть, потому что в нем есть все лучшее, что накопил наш кинематограф за долгие годы своего волшебства: высочайший уровень режиссерского и операторского искусства, великолепные актерские работы и атмосфера тихого томления духа, когда хочется, чтобы это зрелище никогда не кончалось.

1441220509_fxtorrent.org

Такое наше кино на нашем экране нынче гость редкий. Тем более, кинокартина с настроением одухотворенности, как и воспоминания об эпохе, в которой живут ее герои.

Фильм основан на цикле рассказов Сергея Довлатова «Компромисс». Молодого и дерзкого ленинградского журналиста Андрея Лентулова (Иван Колесников) приглашают на работу в таллинскую русскоязычную газету. Истинное дитя хрущевской «оттепели», Андрей позволяет себе все, что было невообразимо в недавнем прошлом — от аморального образа жизни до смелых мыслей и высказываний, идущих вразрез с официально дозволенными и одобренными. Мимолетные связи, роман без определенности, пьянки, встречи с неблагонадежными людьми, чтение запрещенных книг, разговоры (и не только!) о сексе, которого вроде бы и не существует. Герои фильма словно спешат наверстать упущенное и живут с ощущением, что вся эта относительная свобода долго продлиться не может.

Редакция молодежной газеты как крохотный очаг инакомыслия в самом западном городе Советского Союза. Система старательно и все еще успешно отслеживает и гасит все внешние маячки «ветра перемен», но их уже не загасить внутри у тех бесшабашных, юных, талантливых. Вот об этом фильм.

А также о многом другом, поскольку у кино, снятого в стиле кинематографа 60-х и должен быть такой «бессюжетный сюжет», в котором многое угадывается, просматривается, додумывается. Впрочем, Говорухин из режиссеров, коим претит голое эстетство, в чем можно было бы иной раз заподозрить кинематограф «новой волны», породивший и наш кинофеномен 60-х годов. Герои этих фильмов просто гуляли по городу, решали сиюминутные проблемы, общались, дружили, работали, жили в обычной повседневности, когда будто бы не происходит ничего особенного кроме самой жизни.

1433898695_294854_32

Станислав Говорухин снял удивительное произведение, соединившее в себе ту самую импрессионистскую «легкость бытия» с вполне определенной и четко видной сюжетной линией. Начало с кадрами «оттепельных» посиделок в Политехе, лицами молодых поэтов-кумиров, выступлениями Хрущева сразу определяет эпоху и включает «машинку ностальгии» даже у тех, кто и не жил в 60-е. Из нашей действительности, наполненной войнами, страданиями и безудержной греховностью, та пора и в самом деле кажется прекрасной, словно это была эпоха детства всех прегрешений цивилизации. Пусть даже так не считал поэт Иосиф Бродский, чье сюрреалистичное и сумрачное стихотворение подарило фильму название.

Журналист с художественной фамилией вроде бы тоже немало грешен, но все его проступки и недостатки в нынешнем веке всепоглощающей бездуховности и дисгармонии представляются девственно милыми проказами. У всех персонажей фильма внутри было главное — активная жизнь души, принципы, порядочность и любовь. Поэтому у них светящиеся глаза и необыкновенно выразительные лица.

Стильным, красивым, мягким на полутонах видеорядом и чудесными портретами фильм обязан камере Геннадия Карюка. Ровесник Говорухина, он тоже отлично помнит воздушную атмосферу лет, когда страна ненадолго сделала глубокий и чистый вдох. Женские образы картины пастельно-полупрозрачны, мужские чертовски привлекательны, а черно-белая эстетика настолько к месту, что в состоянии самостоятельно сотворить «прекрасную эпоху».

Фильм радует интересными и неожиданными актерскими работами. Забавный, точный, ироничный Дмитрий Астрахан, всегда органичный Федор Добронравов, неповторимый, радостно узнаваемый Лембит Ульфсак, колоритный Сергей Гармаш и лиричная Светална Ходченкова, обращаться с которой как с актрисой умеет только С. Говорухин, некогда открывший ее в своей картине  «Благословите женщину».

«Конец прекрасной эпохи» — работа, которую давно ждал зритель, любящий хорошее, внятное, мастерски сделанное кино. Фильм, в котором есть свет, дыхание и свежесть «оттепели», времени до сих пор завораживающего и не отпускающего. Это было короткое, в определенной степени иллюзорное, но настоящее, духовно зкологически чистое бытие. Ведь если об этой «прекрасной эпохе» до сих пор снимают, пишут, рассказывают, читают и смотрят, значит «это кому-нибудь нужно»?

 Текст: Дарья Евдочук

comments powered by HyperComments