Вы здесь
Главная > Без рубрики > Как вернуться в детство // Фестиваль уличных театров.

Как вернуться в детство // Фестиваль уличных театров.

Когда Елагин остров превращается в сказочную страну с великанами, клоунами, монстрами и причудливыми человечками, играющими с детьми и раздающими им конфеты, это значит, что в самом разгаре Международный фестиваль уличных театров.

IMG_5842

Уличный театр подразумевает игры, интерактивы и сплошные импровизации. Актеры не просто спускаются со сцены в зрительный зал, они выходят на улицу и протягивают руку зрителям, приглашая их стать участником веселья. Языковые барьеры исчезают, появляется искренняя радость, и все становятся немножечко детьми.

Когда со всех сторон клоуны и ходулисты, так и норовят обнять тебя, кинуть мячик, сыграть в игру или просто станцевать с тобой, стеснение пропадает само собой. Если первым коллективам еще нужно было в начале выступлений расшевелить толпу, то к середине дня люди уже сами были готовы выскочить в центр площадки и повторять все за артистами.

Фестиваль уличных театров, по истине, масштабное мероприятие. В парке работает около десяти площадок, на которых параллельно в течение трех дней идут представления трупп из разных уголков мира. Австралия, Голландия, Франция, Испания, Италия, Эстония и многие другие страны представлены в этом году на фестивале уличных театров. Площадки в основном разделены тематически: программа для детей и стенд-ап. IMG_5878Самой оживленной и многочисленной по гостям-иностранцам стала площадка «А».

Открыл второй фестивальный день на этой площадке Dan le Man. Этот обаятельный австралиец уже успел полюбиться зрителям в прошлом году, и в этот раз его выступления ждали с нетерпением. Кажется, в играх со зрителями ему нет равных. Он с легкостью снимает языковой барьер и лишь жестами и междометьями мгновенно договаривается с детьми и взрослыми о правилах игры. Артист жонглирует шариками для пин-понга, подбрасывая их языком, поет серенады, дирижирует толпой.

Коллектив из Испании под названием Dudu & Cia работают в стиле, похожем на Dan le Man – импровизация, находчивость и непрекращаемая игра, которая сочиняется на глазах у зрителей. Испанец в причудливых ботинках с огромными носами рисует в воздухе, собирает с помощью затертых чемоданов и мела целый миры и пленит публику своей наивностью, так свойственной артистам уличных жанров.

Еще один коллектив из Испании с русским названием Kamchàtka – это восемь разодетых в офисные костюмы мужчин. Но офисные костюмы и чемоданы в руках – это все, что есть в них взрослого. В остальном они чистой воды дети, наивно и с любопытством играющие с публикой. Они доверяют своим зрителям и, бесстрашно забравшись на фонарь, падают на руки толпы. Их особенность – внезапность. Они появляются там, где их не ждут, начинают свое представление не на сцене, а где-то рядом, и, поиграв с пришедшими посмотреть на них людьми, выстраиваются в колонну и растворяются в толпе.

IMG_5998

Петербургская компания Prana продолжает традиции уличных артистов Барселоны.  Воплотившись в образы живых скульптур, они сотни раз оживали и снова замирали, удивляя и радуя зрителей.

Пожалуй, самый ожидаемый коллектив фестиваля – это Compagnie FAÏ  из Франции. Герои из мира фэнтези – то ли аватары, то ли иные внеземные существа на ходулях с огнем в руках уже не первый год становятся кульминацией фестивальных дней. Французы выступали дважды за день: на большой выстроенной площадке, похожей на арену цирка и на площадке «А». Стоит сказать, что второй случай был куда удачнее: в небольшом пространстве, тесно окруженные толпой, артисты и чувствовали себя комфортнее, и смотрелись эффектнее. В большом пространстве артисты терялись, растворяясь на фоне толпы и огромного пространства, а огонь в их руках под лучами солнца терял свою опасную привлекательность. Тем не менее, шоу получилось, и восторженная публика дважды за день смогла насладиться любимыми артистами и их фаер-шоу.

Яна Чичина

Отличительная черта вечернего фестиваля «Елагин парк» – это полнометражность спектаклей. Если днем театры меняются с огромной скоростью, представляя зрителям зрелищные, но довольно короткие перфомансы, то чем темнее на улице становилось, тем спектакли становились длиннее. Так, Инженерный театр «АХЕ» завершал Фестиваль уличных театров до полуночи, а зрителям приходилось уходить, не досмотрев, или прощаться с надежной успеть домой на метро. Но для неподдельного восторга от спектакля это всего лишь малая жертва.

IMG_5908

Бомжеватого вида старик тащит магазинную тележку, набитую каким-то хламом по импровизационной сцене, очерченной оградительной лентой. Старик, в котором можно разглядеть Павла Семченко, основателя театра, расставляет по периметру трехлитровые бутылки, наполненные водой и деревянные стулья. Позади него выстроилась невероятная по масштабу двухэтажная конструкция из шести морских контейнеров, которые обычно используют для перевозки груза. Для театра «АХЕ» слово «обычно» почти что ругательно, поэтому эти морские контейнеры используются здесь как квартиры, в каждой из которой живут люди: ругаются, выпивают, танцуют, целуются. Все они в один момент окажутся взаимосвязаны. Как? Это можно узнать на каком-нибудь международном театральном фестивале, где театр «АХЕ» вновь выступит со спектаклем «Gap Filling». Слова Чехова о ружье, которое во что бы то ни стало должно выстрелить, всецело оправдывают то, что происходило далее. Доски падали, вода проливалась, сено горело, всевозможные шипучие напитки летели во все стороны. Тут-то и понимаешь, зачем нужна эта оградительная линия…

IMG_5954

«Gap Filling» стал апофеозом всего театрального трэша, происходившего в рамках Фестиваля уличных театров, но не был единственным. Судя по программке москвичи, но на взгляд и слух (на каком языке они кричали?) немцы из Liquid theatre соорудили свою сценическую конструкцию из шифера и железного каркаса. Сцена, на которой располагалось представление, базировалось где-то между домиков и бараков, создавая атмосферу какого-то гаража. Среди «зачуханных» работяг есть один, который постоянно кричит – главный. Он решает, сколько они будут есть и работать. Но у остальных работников жизнь кипит: они встречаются, танцуют, веселятся. Расположения среди бараков не давало полноценного подхода зрителей, и пришлось взбираться на сваленные строителя доски и смотреть спектакль сквозь щель в заборе. Поэтому непонятно, как все дошло до следующего: из железной бочки, которую работяга носил за спиной, повалил дым. Откуда-то полилась вода, слышны были крики – это и артисты, кажется, восстали против своего главаря, тут же отбегали, закрываю нос и рот, зрители. Повезло, что не началась панике, могли пострадать люди. Весь кавардак происходил под звуки живой музыки: оркестр Liquid theatre играл музыку, напоминающую мелодии из фильмов Эмира Кустурицы. Бунт прошел успешно, дым рассеялся, женщина плачет над телом главаря. Остальные поднимаются наверх своей башни из шифера и начинают ее разламывать, скидывая вниз железные листы. Против ожиданий «Летучий голландец» – так назывался их спектакль – оказался вовсе не кораблем, а самолетом, и у него «выросли» крылья.

IMG_5944

Итальянцы из Theatre En Vol показали урбанистический спектакль о том, что происходит с мусором, когда он попадает на свалку. Артисты похожие на роботов, создавали музыку посредством всевозможных подручных средств: молотков, мисок, каких-то железных приборов. Одетые в фантастические костюмы из фильмов о инопланетянах, герои создавали из винтиков и колес и труб нечто огромное. А во время работы они и из него умудрялись создавать музыку, отбивая по своему детищу такт с помощью железяк. Когда конструкция была сооружена, зрители увидели огромный велосипед. Казалось бы, отходы, то, что люди выбрасывают на свалку, послужили артистам орудием для создания чего-то нового.

Екатерина Приклонская

Фото: Александр Шек

comments powered by HyperComments