Счастье не в кубиках

Любимый москвичами «Театр на Юго-Западе» открыл новый сезон премьерой не самого оптимистического порядка. За уютным названием «Игра в кубики» скрывается изречение горькое и откровенное, будто занесенное попутным ветром прямиком с Болотной площади.куб2Драматургия уральского журналиста, поэта и прозаика Егора Черлака неизменно остросоциальна. Автор разговаривает со зрителем без обиняков, изысканности и затей. На московских театральных подмостках, где ныне царит мода на всеобъемлющие «игры разума» и невероятные эксперименты, где даже самая внятная классика порой переосмысливается до неузнаваемости, такая  обезоруживающая прямолинейность встречается нечасто.Пьеса «Пятница, день перед субботою», которая стала фундаментом постановки, подкупила режиссера Валерия Беляковича именно простотой и немудреностью притчи без многозначительной морали, но с большим знаком вопроса в конце драматического высказывания.Спектакль «Игра в кубики» задуман постановщиком как обманка-перевертыш. Начинается он радостно и почти умильно славными советскими песнями и невинными детскими фантазиями. Мальчишки строят из кубиков город своей мечты и хвастаются всесильными знаменитыми отцами.В этом призрачном благополучии изначально присутствует тревожная нотка, поскольку ребятня до странности бесприютна и голоштанна. Скоро выясняется, что дети играют не в песочнице тихого двора, а на площадке  детского дома. Из игрушек  - только разномастные кубики, напиленные местным завхозом.В компании есть свои лидеры и тихони, однако в звездных мечтаниях все мальчишки одинаково убедительны. Они и сами верят, что папы приедут за ними в пятницу, а здесь они живут лишь только потому, что их родителям - бизнесменам, спортсменам, певцам  - пока очень некогда. Каждый строит для своего отца самое нужное в «городе из кубиков»: стадион, концертный зал, бензозаправку, парковку, сбербанк.Обычная ребячья жизнь с бесконечными драками, примирениями, искренними признаниями и светлыми выдумками. Ее не омрачают даже зверские крики воспиталки — надсмотрщицы (О.Иванова) и страх перед унизительными наказаниями за что ни попадя.Точкой невозврата стало появление в группе девочки Светы (О. Авилова), которую перевели из девчачьего отряда.Жалкая обозленная малолетка проходится по «городку из кубиков» как Терминатор, беспощадно сметая с пьедесталов всяческие иллюзии. Действие набирает обороты и резко меняет ритм с безмятежного на взрывной.Света без сожалений оголяет никому ненужную, заправленную горечью правду, требуя построить в  городе игрушечную тюрьму. Вялое мальчишеское сопротивление только распаляет ее жесткую инициативность. Девочке хочется, чтобы все было не понарошку, поэтому она в отчаянии ставит все на свои места, напоминая каждому, кем на самом деле были их непутевые отцы и за что сидят их шалопутные мамаши. И почему здесь, в тюремном интернате, живут все они, ни в чем вовсе невиноватые, «взаправду» мечтающие только лишь о еженедельных пятничных встречах с ЗК — мамами.кубБлиже к развязке накал драматизма возрастает стократно. Актеры словно перестают играть детей, потому что дальнейшее несовместимо с пониманием детства.Когда большие изображают маленьких, то избавиться от ощущения нарочитости происходящего не так легко. Задача сугубо сложная, поскольку то, что мило и естественно у детей, к сожалению,  во взрослом исполнении зачастую выглядит глупо. Актеры Д.Нагретдинов, А. Санников, Д.Шалаев, А.Шатохин и др. виртуозно ходят по границе «ребенок — взрослый»: на долю их героев-дошколят выпали большие испытания, но они не способны затмить ясный свет маленьких душ.Притча не стала бы таковой, если бы не таила в себе увесистый слой подтекстов, легко читаемой «эзоповщины» и скрытых смыслов.Впрочем, намеки не особо тонки. Автор хочет сказать и быть услышанным. Публика смеется, когда мальчик, чей папа - предполагаемый Путин (Д. Гусев), припрятал для себя великое множество кубиков и ни с кем не хочет ими делиться. Молча соглашается с очередным напоминанием о том, что «наш дом — тюрьма», и отлично понимает значение истошного, но беспомощного вопля злыдни-воспитательницы: «Я вам покажу, как города строить!».Глобальная мысль произведения кристально прозрачна. Как часто мы закрываем глаза перед суровой истиной, живем в мнимом благолепии, иллюзорно греемся в свете успешных сограждан, наивно полагая, что скоро и за нами заедет папа Путин и поделится кубиками, которых только и не хватает для полного счастья.Владимиру Владимировичу вообще досталось в спектакле по полной. Устами детей ему припомнили и полеты с журавлями, и воспитание тигренка, и все, чем бессменный руководитель пытается создать себе имидж заботливого и рачительного хозяина. Особой смелости для таких откровений сегодня, к счастью, не требуется — постановок самого разного толка о президенте хватает.Авторская позиция режиссера отчетливо проявилась в принципиальном отсутствии жизнеутверждающего конца. В этом он поспорил с автором пьесы, который предпочел оставить детей детьми и не смешивать их самосознание с политическими реалиями. Белякович играет ва-банк, решая не занавешивать своего истинного отношения к происходящему в стране, соскучившейся по патриотизму и в эйфории не всегда замечающей, что это всего лишь еще один кусок сахара. В любви к родине нет ничего постыдного, но кому еще, если не художнику, остро восприимчивому к фальши, научить отделять зерна от плевел - любовь деятельную и искреннюю от декоративного «ура-патриотизма»?На премьере мастер выглядел несколько растерянным. Похоже, он осознает, что создал вещь слишком заостренную в своей актуальности, и часть поклонников театра может не согласиться с таким мнением. Хотя чуткий зритель несомненно отметит, что в авторском взгляде нет ни малейшей категоричности, есть только вечное задумчивое «что делать?».

Текст: Дарья Евдочук

Фото: Сергей Тупталов

     

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения