Вы здесь
Главная > Театр > Философские изыскания немецкого Дон Жуана.

Философские изыскания немецкого Дон Жуана.

Взаимоотношения полов – тема всегда актуальная. Проходят годы, перетекающие в века, а типажи людей и модели поведения сохраняются. На Международном театральном фестивале «Балтийский дом» немецким театром «Оберхаузен» был представлен спектакль «Анатоль», затрагивающая тему, почему некоторые люди всё время мечутся в поисках «другого». Это постановка изданных в 1893 году одноактных пьес в версии режиссёра Брама Янсена  по одноименной драме Артура Шницлера. Спектакль шёл на немецком языке с очень скудным переводом в виде постоянно «зависавших» субтитров на маленьком экране над сценой.

а

Насколько удалось понять при практически отсутствующем переводе, Анатоль (Константин Бухольц) – невнятная любвеобильная личность. Он производит впечатление человека без стержня, ведомого, но почему-то пользуется успехом у женщин.  Его друг Макс (Питер Варос) – тоже не промах по женской части, но создаёт ощущение этакого лидера и более цельной личности. В спектакле он, помимо прочего, наблюдатель и рассказчик, анализирующий происходящее. Есть ещё третий персонаж – Женщина (Ангела Фалкенхан), собирательный образ всех зазноб Анатоля и Макса, появляющаяся под разными именами и в разных одеяниях, но создается впечатление, что для этих двоих все женщины одинаковы. И вот эти три персонажа взаимодействуют на подмостках часа полтора.

а3

Довольно любопытна декорация. На сцене в одном из малых залов Балтийского Дома возведена стена, идущая полукругом. Её левая внутренняя часть — зеркальная, и при необходимости зеркало становится прозрачным, а правая сторона обшита деревом. Интересность декорации в том, что зрители, сидящие слева, видят действие обычным образом, а сидящие справа – наблюдают за происходящим через отражение. Анатоль почти всё время на сцене, он покидает её только ближе к финалу, когда наступает день его свадьбы, и он символически как бы больше вне игры. На ком женится Анатоль – мы не знаем, просто он женится на какой-то «другой» даме, не из списка тех, с кем до этого бурно проводил время. Его место Казановы тут же занимает Макс, бывший долгое время наблюдателем. Женщина, когда не находится на основной части сцены, уходит как бы за кулисы – переодеться, перевоплотиться. Только кулисы эти находятся на виду у зрителей, сидящих слева. Этакая компенсация за вынужденное наблюдение пьесы через зеркало.

а4

Надо отдать должное актрисе Ангелине Фалкенхан, она прекрасно перевоплощается в различные типажи зазноб Анатоля и Макса. Но это не спасает всей постановки. Слишком она обрывочна и непонятна тем, кто не знает немецкий язык и не читал исходное творение Артура Шницлера. Дело в том, что в спектакле «Анатоль» очень много монологов и диалогов. Особенно в финале, в эпизоде с рождественскими подарками: Макс и Женщина крайне долго общаются, и скупые, к тому же «зависающие» субтитры передают только общую направленность их беседы. Становилось скучно и, честно говоря, несколько раз хотелось покинуть зал.

О чём всё это и к чему — стало ясно в самом конце спектакля, когда Анатоль появился и запел песенку, резюмирующую и пьесу, и его жизнь. На сей раз субтитры не подвели, и мы узнали, что терзало немецкого плэйбоя. Для женщины, считает Анатоль, всегда привлекательнее не тот мужчина, с которым она вместе, а некий «другой». По принципу «в соседском саду трава зеленее». И, мол, каким бы ты ни был хорошим, всегда найдётся «другой», и он будет в её глазах ярче, интереснее, желаннее. Так к чему подвергать себя пытке мук сердечных? Нужно просто самому быть для женщин этим «другим». Вот такой нехитрый вывод. Что тут скажешь? Каждый меряет по себе.

а2

Пожалуй, стоит отметить, что зал разделился на тех, кто понимал происходившее на сцене, в каких-то местах смеялся, а после аплодировал и кричал браво, и на тех, кто мало что понял и ушёл в недоумении. Но какой бы ни была постановка режиссёра Брама Янсена, вопрос полов и их взаимоотношений всегда актуален, и, возможно, кто-нибудь из зрителей получил нужный ответ на свои личные терзания.

Текст: Чайка Чурсина

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

 

 

 

comments powered by HyperComments