Вы здесь
Главная > Театр > Кино-театр: «Генрих IV», часть вторая

Кино-театр: «Генрих IV», часть вторая

Одно из самых ярких театральных событий этого лета – Летний театральный фестиваль – сейчас в самом разгаре. И на экранах кинотеатров появляется продолжение истории о Генрихе IV, из которого можно узнать, что же случилось с героями пьесы Шекспира после битвы при Шрусбери, не потонул ли в реках хереса толстяк Фальстаф и какое сценическое решение продемонстрирует Грегори Доран в конце третьей части тетралогии о первых Ланкастерах.

г4

Эта пьеса, поставленная шекспирианцем Грегори Дораном вместе с Королевской Шекспировской компанией, является настоящей жемчужиной среди исторических спектаклей, радующей не только работой режиссера и актеров, но и оформлением сцены.  Сцена – огромная и прямоугольная, вытянутая в зал. Она имеет несколько подиумов, что лучами расходятся от нее в разные стороны, и в этом пространстве разворачиваются масштабные битвы, кабацкие выходки и дворцовые заговоры.

Вторая часть «Генриха IV» открывается печальными известиями – отец узнает о гибели сына, Генри Перси Хотспера, сраженного в бою принцем Хэлом. Отвага и честь, с  которой покинул земную жизнь его сын, не стали для него утешением . Но в стане врага тоже витает призрак близкой смерти – отец Хэла, Генрих IV, сильно болен.

г6

Во второй части жанр пьесы меняется. Теперь это уже не та комическая постановка, каковой она казалась из-за озорства молодого принца и нелепых выходок сэра Джона Фальстафа. Динамики стало меньше, а длинные диалоги вышли на первый план. Стоит отметить, что объем реплик Фальстафа в обеих частях «Генриха» составляет более 1200 строк, таким образом, эта роль становится второй по объему у Шекспира после роли Гамлета. И это весьма примечательно, учитывая значимость в истории литературы пьесы о принце датском – выходит, что для драматурга образ старика Фальстафа не менее значим, чем образ Гамлета.

г3

Сэр Джон Фальстаф – это яркая характерная роль с комическим уклоном. Уже много веков зритель ходит в театр «на Фальстафа», и неспроста. Этот герой — мерзавец, пьяница и лгун, но вместе с тем это чистая и искренняя натура. Да, получается настоящий каламбур. Но именно этот персонаж ближе обычному зрителю, он им понятен, он похож на каждого из нас. Этого человека беспокоят вопросы вечности, смерти, он не чурается философии, хотя она у него приобретает стойкий привкус хереса. Именно он исполняет целую оду алкоголю, и, возможно, ничего подобного до него и после никто и не совершал.  По его мнению, человеческое тело — это маленькое королевство, в котором херес разжигает полчища жизненных сил, которые, в свою очередь, собираются вокруг своего властителя – сердца, готового отважиться на любой подвиг.

г6

Постановка кажется несколько затянутой, но если не забывать, что это историческая хроника, то все кажется вполне уместным. Король Генрих IV в исполнении блистательного Джаспера Бриттона тяжело болен, близится время передачи короны Генриху V, но готов ли молодой и беспечный принц Уэльский к этой ноше? И приходит время прощаться с попойками в компании старого-доброго Фальстафа и доказывать отцу свою верность и готовность принять на себя ответственность. Казалось бы, именно здесь Алекс Хэсселл, исполнивший роль юного принца, должен появляться на сцене значительно чаще, но увы! На сцене в основном герои второй величины, и большая часть событий – это обсуждения военных действий и будущего королевства. Именно здесь так не хватает появления молодых и задорных персонажей. Грегори Доран всеми силами пытается показать, что настало время принцу Гарри возмужать и стать, наконец, Генрихом V. А до этого ему пришлось пережить пару комических моментов, например, Гарри принимает сон отца за его смерть и возлагает себе на голову корону раньше времени. Но шути или нет, время и болезни берут свое, и он все же восходит на трон.г5

Во второй части меняется не только образ принца, но также и образ Фальстафа. Этот великий комический герой становится более драматичным, старик влюблен, боится кончины, и ему все тяжелее скрывать обиду под маской безразличия. Через привычные ухмылки побиваются слезы, и огромное пузатое тело сотрясается от беззвучных рыданий. На старости лет Фальстаф все же повзрослеет, но не настолько, чтобы состариться окончательно. Решающий момент наступает тогда, когда двое старых друзей встречаются.

г

Молодой король в монаршем облачении восходит на трон, а сэр Фальстаф спешит его поздравить. Новый статус не позволяет Хэлу узнать своего друга, на его плечах теперь судьба королевства, а о пристрастиях юношества придется забыть.

г6

Летний театральный фестиваль подарил нам уникальную возможность насладиться исторической хроникой о Генрихе IV и его приближенных. Шекспир преподнес драматургии одного из ярчайших персонажей, а пьеса позволила увидеть события 1399—1415 годов глазами одного из самых великих англичан в истории.

 

Автор: Екатерина Приклонская

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта

«Ода Хересу»

Добрый  херес  производит двоякое действие: во-первых, он ударяет вам  в голову и разгоняет все скопившиеся в мозгу пары глупости, мрачности и грубости,  делает  ум  восприимчивым, живым, изобретательным, полным легких, пылких,  игривых  образов,  которые  передаются  языку,  от  чего  рождаются великолепные  шутки.  Второе  действие славного хереса состоит в том, что он согревает  кровь; ведь если она холодная и неподвижная, то печень становится бледной,  почти  белой, что всегда служит признаком малодушия и трусости; но херес  горячит  кровь  и  гонит  ее  по  всему  телу. Она воспламеняет лицо, которое,  как  сигнальный огонь, призывает к оружию все силы человека, этого крохотного  королевства;  и  вот  полчища  жизненных  сил  и  маленькие духи собираются  вокруг  своего  предводителя  —  сердца, и оно, раззадорившись и гордясь  такой  свитой, отваживается на любой подвиг, — и все это от хереса. Таким  образом,  военное искусство — ничто без хереса, ибо он приводит его в действие, а ученость — не более как золотой клад, оберегаемый дьяволом, пока херес  не  выведет  ее на свет и не пустит в ход и оборот.

Автор:Сэр Джон Фальстаф

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments