You are here
Home > Музыка > Время чудес еще не кончилось // Международный день джаза, Филармония джазовой музыки, 30.04

Время чудес еще не кончилось // Международный день джаза, Филармония джазовой музыки, 30.04

30 апреля в Санкт-Петербургской Филармонии джазовой музыки состоялся Гала-концерт в честь Международного дня джаза. Напомним, что в ноябре 2011 года Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) официально установила 30-е апреля как Международный День Джаза с целью выделить джаз и его роль в объединении людей со всех уголков земного шара. О введении новой даты в календарь Генеральная конференция ЮНЕСКО объявила в 2011 году. Первое празднование состоялось в 2012 году.

IMG_9044

В этот день собрались истинные поклонники и любители джаза.  Культурная богемная атмосфера, музыканты в костюмах, милые вокалистки в роскошных длинных платьях, публика в основном зрелого возраста, и все это действо будто возвратило нас в Новый Орлеан, в то время, когда только зарождался джаз.

IMG_9047

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур разных народов и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и похлопывания. На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр регтайм. Впоследствии ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.

IMG_9049

Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили, начиная с XVIII века, и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании.

IMG_9057

Концерт начался с выступления оркестра «Саксофоны Санкт-Петербурга» Геннадия Гольштейна.  16 саксофонов, контрабас, рояль, вибрафон и прекрасные вокалистки Яна Радион, Айрин Буше и Лиза Бертолуччи исполнили много известных джазовых композиций. Программа данного оркестра была довольно ритмичная, лишь пару баллад разбавило это музыкальное веселье.

IMG_9208

Следующими на сцене были московско-петербургский ансамбль «Четверо», в составе которого народный артист России Геннадий Голощекин, Алексей Подымкин, Сергей Васильев и Виктор Епаненнешников.  Для разогрева публики первой композицией, которую они исполнили, была популярная американская песня 1927 года композитора Хоуги Кармайкла «Звездная пыль». Далее последовали шедевры Голощекина, как он сам  нам презентовал их с комментариями о том, что он сторонник классических хитов и  редко исполняет собственные композиции.  Первым шедевром была песня «Взгляд пантеры»: лиричная, грустная, изящная и очень мелодичная, во главе Голощекина, так страстно играющего на скрипке лидирующие музыкальные позиции. Следующими были композиции «Вальс принцессы на горошине» и «Весенняя грусть», в которых основными звуками было хрустально-чистое соло виброфона, столь подчеркивающий настроение и названия песни.

IMG_9321

В перерывах между выступлениями нас развлекал заслуженный артист России Владимир Фейертаг, рассказывая нам интересные истории из своей жизни и жизни знакомых музыкантов и немного о становлении джаза в Санкт-Петербурге.

IMG_9086

Третьими, выступили Парад джазовых гитаристов (Гасан Багиров, Гасан Казаханов, Михаил Эдельштейн). Иллюстрируя нам истинный свинг. Свинг в переводе с английского «swing» означает качание. Это выразительное средство в джазе, характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия.

IMG_9081

И, наконец, на сцене появился Ленинградский Диксиленд Олега Кувайцева. Диксиленд — название джазовых ансамблей, состоящих из белых исполнителей, подражающих традиционным темнокожим джазовым коллективам и играющих джаз в новоорлеанском стиле. Прозвучали такие известные песни, как «RoyalgardenBlues», «Louisiana», «SheikhofArabia», иллюстрируя нам классический тональный куплетный демократичный джаз. Последней композицией была «Прости, прощай, Одесса — мама!», главные слова, в которой прозвучали словно гимн этого вечера, да и всего джаза в целом, «Милый друг, давай пожмем друг другу руки и в дальний путь на долгие года!!!».

IMG_9156

Джаз объединяет, и рука об руку мы идем с ним по жизни! Играя, слушая и узнавая о джазе, его истории как глобальной формы искусства, участники празднования еще раз подтверждали значение международного сотрудничества и межкультурной коммуникации.

Текст: Мария Долгорукова

Фото: Анастасия Стародубцева

IMG_9066 IMG_9069 IMG_9072 IMG_9076 IMG_9079 IMG_9081 IMG_9092 IMG_9095 IMG_9100 IMG_9102 IMG_9111 IMG_9112-2 IMG_9118 IMG_9124-2 IMG_9129 IMG_9134 IMG_9139 IMG_9157 IMG_9161 IMG_9163 IMG_9168 IMG_9170 IMG_9181 IMG_9190-3 IMG_9195 IMG_9197 IMG_9198 IMG_9203 IMG_9216 IMG_9217 IMG_9240 IMG_9245 IMG_9254 IMG_9259 IMG_9266 IMG_9269 IMG_9294 IMG_9303 IMG_9311 IMG_9323-3 IMG_9329 IMG_9341 IMG_9349 IMG_9368

comments powered by HyperComments
Top