You are here
Home > Театр > Мучительный поиск равновесия

Мучительный поиск равновесия

«JAMSíIS». Frikar Dance Company. Норвегия. В рамках международного фестиваля танца «Open Look». 2-9 июля. Санкт-Петербург.

IMG_6926

Одним из самых зрелищных и запоминающихся выступлений на фестивале Open Look-2011 стал спектакль Халлгрима Хансгарда «JAMSíIS». Именно спектакль — не танец, не зрелище, не перформанс, а полноценный спектакль с режиссурой, сценографией, хореографией и музыкальным сопровождением. Место действия выдает принадлежность авторов к северным странам — одинокий человек в ледяной пустыне пытается удержать искру разума в своих глазах, не превратиться в дикого зверя. Иногда это ему удается — он находит скрипку и словно купается в ее дивных звуках, иногда забывается, набрасывается на незнакомый предмет, чтобы не только увидеть, но и дотронуться, попробовать, испытать. Каждый объект на сцене должен быть изучен — с помощью особого движения, изгиба, трюка, будь то камень, бочка, скрипка или кусок льда.  Холодные камни, холодный свет,  холодные железные бочки, ледяные инструменты создают атмосферу печали и вечного поиска — в таком холоде нельзя сидеть на месте, нужно вечно двигаться, искать, чтобы не окоченеть.

Этот спектакль, этот танец героя-одиночки — мучительный поиск равновесия. Здесь повсюду некий дисбаланс, незавершенность — даже один рукав рубашки танцора оторван. Танцор переворачивается на одной руке, прыгает, пошатываясь, по камушкам горной реки, летит, расставив руки, с вершины айсберга, пытаясь удержаться и не перекувыркнуться в воздухе. Кроме того, у него еще одна нелегкая задача — борьба с музыкой, как со стихией. Человек должен выжить, а чтобы выжить, он должен пережить и ураган, и холод, и затишье перед бурей — именно поэтому все инструменты, на которых играет второй участник спектакля  (музыкант  Треже Инсунгсет), сделаны только из натуральных материалов: дерева,  льда, камня, рога. Ледяной горн словно вызывает стужу, ксилофон изо льда — капель, зов рога  напоминает горный ветер, стук каменных кастаньет — камнепад.  Начинается новая мелодия, танцор пытается совладать с ней, подстроиться, двигаться в такт, и когда уже не может — не хватает сил, — резко кричит, падает, мелодия меняется, и ему приходится искать новое равновесие.

IMG_6880

На задник сцены проецируются попеременно то изображение полета  Халлгрима Хансгарда на фоне ледяных вершин, то мультимедийная интерпретация только что увиденного зрителем на сцене — мелом на черном фоне танцор прорисовывает «линию» своего танца, предметы, стоящие на сцене, например, железные бочки. В реальности он надевал их на голову,  прыгал через них, танцевал на них — словом, всячески обыгрывал, но этого постановщику показалось мало, и добавилась видеопроекция, на которой их пинают, стирают, рисуют снова в ускоренном режиме.

Для любого искусства, любого жанра, да и вообще для любого дела важны, в первую очередь, умения, навыки, знания, —  своего рода база, имея в наличии которую, автор сможет смело заниматься собственными творческими интерпретациями. Для начала художник должен овладеть основами классической живописи, а потом может рисовать в любой манере, используя умение верно держать кисть и передавать краски, или осознанно действовать вопреки канонам (а для этого необходимо их знать). Каменщик должен уметь верно класть кирпичи, а что он из них построит — дворец или завод — это другой вопрос. Спортсмены, акробаты, актеры, танцоры — для них такой отправной точкой служит владение своим телом, как кистью, как инструментом, и это владение наделяет их осознанием собственных возможностей.

Халлгрим Хансгард демонстрирует непревзойденную подготовку и технику, своим танцем, движением он может нарисовать зрителю любую картину — холодного одиночества, внезапной радости, светлой грусти.

Frikar Dance Company пытается связать танец и акробатику, силы природы и человеческие достижения, отсюда интерес не только к танцу как таковому, но и к смежным искусствам, к разным жанрам — например, танцам на стене, что продемонстрировала компания на закрытии фестиваля Open Look.  Органично вписать тело человека в оригинальный акробатический номер-танец, а затем этот танец — в природу, в окружающую действительность (иногда весьма  футурологическую) — задача непростая, но компания  Frikar Dance всегда остается на высоте, и зачастую в буквальном смысле слова.

Текст, фото: Дарья Малкова

IMG_6963

IMG_6721

IMG_6634

IMG_6609

IMG_6584

IMG_6551

comments powered by HyperComments