Озон в петербургском воздухе.

Франсуа Озон. «Убежище» (2009г.) и «Отчаянная домохозяйка» (2010 г.). Франция.

ozonФильмы Франсуа Озона нередко можно увидеть в кинопрокате Санкт-Петербурга, конечно, если вы знаете, где их могут показывать, потому что европейское кино - это каждый раз нечто слишком личное и искреннее, чтобы выдержать конкуренцию голливудских блокбастеров. Поэтому имеет смысл смело отправиться в камерный кинотеатр, туда, куда люди приходят не только для того, чтобы с удовольствием похрустеть попкорном и отключить сознание на полтора часа. Франсуа Озон - один из тех современных режиссеров, которые когда-нибудь непременно станут классическим олицетворением эпохи французского кино начала XXI века.  Хотя, говоря об Озоне, хочется избежать подобного пафоса. Сохраняя в каждом своем фильме характерные классической французской культуре кинематографа легкость, определенное легкомыслие в отношении даже самых серьезных тем, комичность и эксцентричность, он вкладывает в каждый из них человеческое переживание глубиной в жизнь. Такая контрастная противоречивость внешнего и внутреннего - свойство самих французов, склонных относиться ко всему с ироничной улыбкой и как бы играючи, создавая иллюзорно красочную картинку жизни. Потому что главное - элегантность и достоинство, главное - жить насыщенной и полной удовольствия жизнью. В своем творчестве Озон затрагивает различные проблемы, изображая мир вдумчиво и печально, но зачастую производя противоположное впечатление – кажется, что этот человек просто дурачится и издевается над всеми вокруг. Притом, что в каждом фильме вы отчетливо видите автора, которого невозможно ни с кем перепутать, всякий раз он оказывается разным. В этом его загадка и его гений. Этой зимой любителям кино повезло – в петербургском прокате идут сразу два фильма Франсуа Озона: «Убежище» (2009) и «Отчаянная домохозяйка» (2010). «Убежище» («Le Refuge») ubejischeВозлюбленный Мусс (Изабель Карре) Луи (Мельвиль Пупо) погибает от передозировки наркотиков, а она вскоре обнаруживает, что беременна. Вопреки желанию матери Луи, Мусс оставляет ребенка и находит убежище в загородном доме в местечке Гетари, куда через некоторое время приезжает брат Луи Поль (Луи-Ронан Шуази), всегда проявлявший к ней теплые дружеские чувства. Берег моря, солнечный пляж, свежий воздух и пасторальная идиллия Гетари, поставленные в противовес мрачному началу фильма и иллюстрирующие прекрасные отношения между Мусс и Полем, – все это могло бы сложиться в романтичную историю со счастливым концом, если бы фильм не был снят Озоном, и если бы в жизни все могло быть так  просто. «Убежище» - фильм о попытке побега от действительности и от самого себя, которая всегда обречена на фиаско. Любую проблему можно решить, осмелившись остаться с ней один на ubejische2один, а не укрывшись в плотной раковине от всего мира.  Героиня не способна на решения, совершенно не самостоятельна и безумно боится одиночества, притом, что по сути своей нелюдима. Даже сохраненный ребенок – это не решение зрелой женщины, а дань любопытству – «увидеть, будут ли у ребенка глаза Луи» - и желание продолжить жизнь отца в младенце, а не попытка дать шанс на жизнь новому человеку. Жизнь Мусс – это одна сплошная попытка побега, начиная с употребления наркотиков и заканчивая ее поведением после рождения ребенка. Она бежит от людей, бежит от реальности, бежит от себя в поисках уединенного убежища, хотя у нее нет ни сил, ни желания оставаться одной. Но страх довериться кому-то, сделать шаг навстречу перевешивает страх одиночества, и героиня, как в начале, так и в конце фильма остается одна. Финал фильма вполне предсказуем, если вы знакомы с творчеством месье Озона, чьи картины никогда не обходятся без некоего скелета в шкафу, отсылая нас от вымышленной картинки к реальной жизни, где хеппи-энды встречаются не так часто, как на экране. Подчеркнута манера грустного повествования, присущая режиссеру, и благодаря основной музыкальной теме с одноименным названием, написанной исполнителем одной из главных ролей – Луи-Ронаном Шуази. Именно в этом фильме почему-то очень хочется счастливого конца, при четком осознании его невозможности, и, пожалуй, он не испортил бы картины, но тогда это был бы уже не тот Озон или не Озон вовсе. «Отчаянная домохозяйка» («Potiche») otchaennaia domohoziaika3«Potiche» - комедия, ставшая крайне удачной попыткой режиссера воссоздать атмосферу Франции 70-х, находящейся не в лучшем экономическом положении и обуреваемой забастовками рабочего класса, оказавшегося в плачевном состоянии по вине режима президента Жискара д’Эстена. В то же время, в этой Франции уже нет того революционного, кровавого духа конца 60-х годов, обусловленного студенческим мятежом. Атмосфера здесь вполне мирная и милая в этих невнятных метаниях между европейскими ценностями и идеалами коммунистического общества. Люди добры и благоразумны, хотя у каждого и есть своя маленькая тайна и внутренняя свобода. Оригинальное название фильма в переводе с французского звучит, как «трофейная ваза», а также имеет второе, переносное значение – «свадебный генерал, человек, не имеющий реальной значимости». Именно этот перевод отражает основной мотив сюжета. otchaennaia domohoziaika5 После того, как промышленник Робер Пюжоль (Фабрис Лукини), не в силах справиться с забастовкой на семейной фабрике зонтиков, попадает в больницу, бразды правления временно переходят к его супруге Сюзанне (Катрин Денёв). Сюзанна – домохозяйка со стажем, «трофейная жена», которая живет в собственноручно созданной иллюзии счастья, закрывая глаза на измены мужа и семейные размолвки. Ее назначение на пост директора фабрики – это изначально временная мера, чтобы провести переговоры  и успокоить рабочих до возвращения мужа. Однако, как только власть попадает в руки к мадам Пюжоль, ситуация приобретает неожиданный оборот: она оказывается талантлива в управлении, налаживает отношения с детьми, выводит фабрику из кризиса. Вместе с тем, выясняются интересные подробности ее личной жизни, в том числе связанные с депутатом Бабеном (Жерар Депардье). Сюзанна открывается для зрителя с новой стороны и доказывает, насколько сильно ее недооценивали. Эта ироничная социальная комедия Франсуа Озона не просто удачная и точная ретроспектива, где тщательно продумана каждая деталь. Это кино полностью погружает зрителя в атмосферу 70-х годов, так что сложно поверить, что это современный фильм. Чего стоят  только костюмы, прически, дизайн интерьера, музыкальное сопровождение. К слову, музыка к фильму написана давним соратником Франсуа Озона в его кинолентах – композитором Филиппом Ромби. (Стоит заметить, что у Озона уникальный талант в отношении музыкального оформления своих фильмов, достаточно вспомнить знаменитый мюзикл «8 женщин» или любой другой у этого режиссера – у него обязательно кто-то поет или танцует, и при частой комичности действа, это всегда уместно). В фильме несколько песен  исполняет сама Катрин Денев, которая выглядит, как всегда, восхитительно и элегантно, не переставая напоминать о своей славе кино-дивы. Здесь вообще замечательная подборка актеров: широко известные Жерар Депардье, Фабрис Лукини, Карин Виар и молодые, но многообещающие Жюдит Годреш, Жереми Ренье. При всей аутентичности работы, в фильме присутствуют привычные черты самого Озона, в особенности колкий юмор, порой даже с черным оттенком, и свойственная ему легкость подачи, как бы розыгрыш небольшого фарса, что делает фильм еще более интересным. Не радует только русскоязычное название фильма, которое невольно, но стойко ассоциируется с известным всем телесериалом и может создать обманчивое впечатление у несведущего зрителя. Но по сравнению с достоинствами фильма, это сущая мелочь.

Ольга Остапчук

Отзывы

Комментариев: 0

  1. Ольга

    Я тоже люблю. Именно она когда-то заставила меня посмотреть один за другим все его фильмы и сделала одним из любимых режиссеров.

  2. victor

    А я люблю его патологию на уровне эстетики.

  3. Дарья

    Лишь бы поменьше сексуальных извращений. а то Озон тот еще развратник и фантазер) ну вот хотя бы его «Крысятник»…

  4. Ольга

    В его творчестве стало меньше эксцентричности и нарочитого вызова общественности, а так же максимализма, это точно. Но максимализм — удел молодости. Думаю, он повзрослел, и это свидетельство развития личности, а не творческой старости. В любом случае, нет ощущения, что картины сняты другим человеком, есть многое очень знакомое и очень любимое. Что-то ушло, но что-то приобретено. Озон по-прежнему остается собой, но не перестает меняться.

  5. Анастасия

    Мне кажется Озон творчески постарел. Первые его картины наполнены огромным количеством творческой патологии.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения