30 декабря в Ледовом дворце Санкт-Петербурга состоялось представление новогодней сказки на льду «12 месяцев» Санкт-Петербургского ледового театра под руководством Елены Бережной. Режиссером выступил Илья Авербух, в ролях Учителя и Принцессы – Алексей Ягудин и Елизавета Туктамышева. Машенькой и Апрелем были Екатерина Миронова и Евгений Устенко.
Особенность полуторачасового детского ледового шоу заключается в том, что оно должно захватывать внимание не только детей, но и взрослых. В этом контексте сказка становится идеальным выбором для воплощения, поскольку за ее простой и понятной для ребёнка историей скрываются глубокие архетипы и символы. Это позволяет создавать многослойное произведение, которое будет интересно разным поколениям. Сказка «12 месяцев» Самуила Маршака, например, является не только увлекательным рассказом о борьбе добра и зла, но и аллегорией на тему искушений, силы человеческой воли и важности сезонных циклов природы. Каждый месяц обладает определенной чертой (Январь — сила, Февраль — решимость, Март — мудрость и так далее), что символизирует разные стороны человеческой личности, которые могут прийти на помощь в трудные моменты жизни. Это можно трактовать как метафору внутренней силы человека. А характер Машеньки соответствует архетипу испытаний и иллюстрирует, что внутренние ресурсы человека могут быть раскрыты только через преодоление трудностей. Только в момент нужды Маша находит ответы и помощь, что также символизирует процесс личностного роста. В целом, сказка «12 месяцев» предлагает зрителю или читателю размышления о важности внутренней силы, морального выбора и гармонии с окружающим миром.
Костюмы всех героев красочны и тщательно проработаны, что видно даже в нарядах танцевального коллектива «Солнышко Петербурга», который участвовал в массовых сценах по периметру льда на установленных помостах. Внимание к деталям нарядов и сценам русских гуляний подчеркнуло атмосферу праздничного зимнего хаоса.
В постановке технические элементы, в основном, были сконцентрированы в сольных номерах в эпизоде бала Принцессы. Ребята исполнили сразу две роли – гостей и месяцев. Пётр Гуменник был Странствующим трубадуром и Сентябрем, Михаил Коляда Мечтательным звездочетом и Августом, Николай Угожаев Ловцом сновидений и Октябрем. Особое внимание привлек дуэт акробатов Григория Забелло и Анатолия Сластина (Июнь и Июль). Их номер наполнил представление динамикой и напряжением.
Графика в шоу яркая, масштабная и детализированная, что позволило глубже раскрыть сюжетные повороты для детской аудитории. За неё отвечала студия медиаарта Raduga design. На экранах в режиме реального времени транслировались различные планы фигуристов и происходящее на льду. Это позволило зрителям, независимо от места в зале, не упустить ни одного важного момента спектакля. Декорации Нины Кобиашвили сыграли важную роль в выразительности идеи и создании атмосферы. Использование вырастающих тканевых колонн из подснежников вокруг льда — это не просто визуальное решение, но и символический жест. Подснежники, как первый знак весны, создают контраст с холодом льда и служат метафорой разрушительных сил, таких как землетрясение во дворце, что вызывает у зрителя ассоциации с природными катаклизмами и внутренними изменениями. Тканевые колонны, вырастающие из этих цветов, могут быть интерпретированы как нечто органичное, что происходит на глазах у зрителей, обозначая, возможно, как элементы разрушения, так и зарождение нового. Это подчеркивает драматизм кульминационного момента.
Музыка в шоу не всегда полностью отражала смысл, в том числе скрытые аспекты сказки. Например, тембр голосов актёров не использовался в полной мере для выражения характера персонажей. Иногда музыкальное сопровождение слишком прямо следовало за сюжетом, не учитывая нюансы эпизодов. Хотя сложно привести конкретные примеры, в целом, внимание к музыке и её роли в передаче смысла было не совсем достаточным. Переходы между музыкальными треками порой были не слишком плавными, а запись инструментального сопровождения не соответствовала качеству технического оборудования, которое бы прекрасно передало бы шепот, динамику и рельефный тембр живого инструмента. Потенциал расширения музыкального пространства сказки заключается в создании шлягерного полотна мюзикла, интонации которого зрители будут ещё долго напевать про себя. Мелодии для подобных шоу, легко запоминающиеся и эмоционально насыщенные, могли бы стать настоящими хитами. Такой подход позволил бы не только продолжить жизнь музыкального сопровождения, но и привлек бы внимание широкой аудитории,собирая миллионы прослушиваний на музыкальных платформах.
Все фигуристы проделали значительную работу над актерскими задачами. Сюжетная линия Машеньки и Апреля была остовом и стала самой сбалансированной по всем средствам художественного воплощения. Поскольку отсутствуют оценки за технику, у фигуристов есть поле для совершенствования и демонстрации скольжения, пластики и артистизма. Формат ледовых шоу может стать настоящей творческой лабораторией для разработки новых эстетичных элементов, которые со временем могут быть внедрены в техническую программу соревнований. Для такого процесса есть все необходимые ресурсы и опыт выдающихся фигуристов, принимавших участие в спектакле «12 месяцев». В постановке важно учитывать не только сюжет, но и общую идею, которая выходит за его рамки. Все средства художественной выразительности следует направлять на поддержку этой идеи, а каждому участнику процесса — подходить свободно к своей задаче, встраивая свой талант в общую канву концепции, уже данную нам Самуилом Маршаком. Такие шоу не только зрелищны и востребованы, но могут нести более глубокий художественный смысл, оказывая влияние на подрастающее поколение, а также открывая новые грани знакомых архетипичных сюжетов для взрослой аудитории.
Конечно, все ресурсы, которые наработала и продемонстрировала команда создателей, являются результатом многолетнего опыта и труда. Прекрасно, что у зрителей есть возможность увидеть любимых фигуристов в новых амплуа, а для самих фигуристов — прожить новые образы на сцене. Также существует огромный потенциал для роста и улучшения качества постановки, если сместить фокус внимания на глубокую идею русской сказки, которая будет направлять и подсказывать, как преобразовать смысл и найти тонкие выразительные средства для более объемного художественного впечатления. Считывание новых смыслов — это интересный процесс, который делает спектакль многослойным и запоминающимся надолго.
В фойе после спектакля царила атмосфера настоящего праздника, более оживленная и радостная, чем до начала шоу. Дети с восторгом делились своими впечатлениями, и было очевидно, как они вдохновлены увиденным. И мой внутренний ребёнок тоже был счастлив, ведь такие масштабные сказочные шоу возвращают в мир детской непосредственности и радости.
Текст: Ксения Яснюк
Фото: Ярослав Арсеньев