21 декабря в театре Курт состоялась премьера спектакля «Посторонний» по мотивам одноименного романа Альбера Камю, написанного в 1942 году. Режиссеры спектакля – Слава Тихонов и Яна Быстрова.
В спектакле играют молодые актёры – Слава Тихонов (Мерсо), Анна Иванова (Мари и другие), Норчелла Акопян (Раймон и другие), Наталья Шишлова (Саламано и другие). Артисты почти мгновенно переходят от одной роли к другой, великолепно танцуют, исполняют популярные песни разных лет. Среди них — шлягер 60-х годов «Наш сосед», композиции Рамштайн и «Серебряной свадьбы». Декорации на сцене – двери в многоквартирном доме района трущоб. В доме проживает множество людей, но Мерсо одинок, несмотря на то, что он замечательный человек. У него нет близких друзей. Он навсегда остается для них соседом – чужим, посторонним.
«Посторонний» — это не просто спектакль с молодыми актерами, про современную молодежь и для молодежи, напутствие и предостережение. Представители старшего поколения получат большое удовольствие от нового прочтения – инсценировки классического экзистенциального романа и возможности вспомнить фильм «Посторонний» Лукино Висконти, 1967 года с Марчелло Мастроянни в главной роли. Главный герой в исполнении Славы Тихонова кажется ласковым и послушным ребенком. Его любовь – это чувства маленького человечка, он тянется к матери в поисках ласки, совета и защиты. Он как будто еще слишком мал для того, чтобы по-настоящему любить, заботиться о близких людях и разбираться в собственных чувствах, принимать самостоятельные решения. Ему постоянно нужен другой человек, который бы понимал его, руководил им и направлял его в повседневной деятельности. Он выглядит на 20 лет, ведет себя, как ребенок в возрасте 5-6 лет. Это притом, что ему уже 30 лет, и он нравится женщинам.
На смену матери, которая после 60-и лет перестала понимать своего сына, пришла подруга Мари и сосед-сутенер Раймон. Далеко не лучшая компания, но одному быть еще хуже. Впоследствии Мерсо ожидает тюремное заключение и такой же равнодушный, как и он сам, назначенный судьей бесплатный, не очень успешный адвокат. «Пусть государство позаботится обо мне, так же, как оно заботилось о матери. В этом нет ничего плохого», — успокаивает себя Мерсо. Одиночная камера является тем местом, где человек начинает задумываться о причинно-следственных связях — кто виноват в том, что произошло? Палящее солнце, алкоголь, розовый фламинго, от которых невозможно ни спрятаться, ни убежать. И тогда случайная цепочка обстоятельств приходит к вполне логическому и трагическому завершению.
В описании жизни Мерсо прослеживается вся философия абсурдизма Альбера Камю. Скука и отсутствие смыслов приводят к абсурду самой жизни. В спектакле затрагиваются очень серьезные темы, но при этом он динамичен, легко смотрится и запоминается. Как история о жизни хорошо знакомого человека.
Текст: Мария Гузарева
Фото: Максим Красновский