Премьера спектакля «Душечка» в постановке Александры Мамкаевой (инсценировка рассказа — Виктор Бугаков) в Балтийском доме состоялась в 2021 году. Получилась ироничная абсурдная чёрная о комедия о Оленьке, которая не умела быть одна и всегда хотела лишь в ком-нибудь растворяться. К тому же она этакая чёрная вдова или самка богомола. Верная примета — если видишь рядом с ней мужчину, ясно, что ему недолго осталось.
В спектакле два плана: в одном Оленька (Анна Щетинина) то в трауре, то в свадебном наряде, то в компании с очередным «миленьким» (Александр Плаксин, Арсений Воробьев, Егор Лесников), то в одиночестве. В другом — харизматичные слуги (Мария Рубина, Валерий Соловьёв, Александр Павельев), которые переживают за барыньку, подшучивают над ней.
Местный оратор-забулдыга (Анатолий Дубанов) — самая яркая роль второго плана. Он в момент увлечения душечки театром преисполнился и произнёс монолог Треплева. «Когда поднимается занавес и при вечернем освещении, в комнате с тремя стенами, эти великие таланты, жрецы святого искусства изображают, как люди едят, пьют, любят, ходят, носят свои пиджаки; когда из пошлых картин и фраз стараются выудить мораль — маленькую, удобопонятную, полезную в домашнем обиходе; когда в тысяче вариаций мне подносят все одно и то же, одно и то же, одно и то же, — то я бегу и бегу, как Мопассан бежал от Эйфелевой башни, которая давила ему мозг своей пошлостью».
У Душечки совершенно нет своей личности, интересов и мнения. Если муж-антрепренер, значит, нужно отдать всю свою жизнь театру, если крепкий хозяйственник и работник лесной промышленности, необходимо начать разбираться в тесе, балках, горбах. Если возлюбленный — ветерианец и ветеринар, стоит перестать есть мясо и разглагольствовать о ветеринарном контроле, в котором она ничего не понимает. Спектакль очень смешной и только в финале, после двух свадеб, двух похорон и одного расставания, что история это трагическая. Всегда Душечка жила чужой жизни, и мальчик, который временно оказался в её доме (Костя Ионкин) — чужой и с ним предстоит скоро проститься. Пора Оленьке взрослеть, думать своей головой и учиться жить самостоятельно, без чужих указаний, мыслей и идей. И в конце концов понять — кто же она.
Текст: Алла Игнатенко
Фото театра