Под Старый Новый год Театральный музей и проект Маршрут “Старухи” вновь собирают гостей на Хармс-Ёлку. Мне хочется, чтобы это был текст-благодарность, ведь Хармс-Ёлка появилась в 2023 и помогает нам встречать новые года тёмных времён. Помню, как я собиралась на первую Хармс-Ёлку: сначала расстроилась, что не было деления на детские и взрослые сеансы (мне казалось, что развеселить сразу всех нельзя, но выяснилось, что можно), потом судорожно искала компанию, в итоге согласились все приглашенные и я привела группу из 6 человек (наверное, мой театральный рекорд). Все они вежливо отметили, что “это был интересный опыт”, а я пребывала в абсолютном восторге от заговорчески-смелого абсурда, который был тогда необходим. И на Хармс-Ёлку 2024 шла безоговорочно, прихватив подругу с пятилетним сыном. Сыну, кажется, понравилось, а мне одновременно не хватало и чего-то из воспоминаний прошлого года, и новизны.
На третий год было заявлено, что “Это будет не совсем То”, а ещё планировали “отмечать развстолетнее петербургское наводнение”, но ближе к дате оно куда-то утекло (хотя, может, так и было задумано), поэтому праздновали 120-летний юбилей Хармса, который наступит 30 декабря 2025 г. (ко всему нужно подходить заранее). Магистральными режиссерами выступили Арина Полякова и Марсель Смердов.
Действие по традиции было разделено на четыре части: Пролог, Интермедия, Концерт и Финал. Пролог на экспозиции музея вышел в этот раз каким-то невнятным, но тут, скорее всего, как попадешь: зрителей по мере поступления собирают в маленькие группки и провожают наверх. Прошлогодний пролог запомнился мне как остроумно срежиссированная блиц-экскурсия (оба года режиссёр — Варвара Сополева), позволяющая освоиться в атмосфере вечера. В этот раз было больше интерактива, причем какого-то совсем поверхностного. Вынужденно отмечу, что некоторые девушки из миманса были зажаты не меньше, чем зрители, и это добавляло взаимной неловкости. Зато объединенная с Фуршетом Интермедия удалась: 7 перемен блюд (если не обсчиталась) и каждое с историей и инструкцией для коллективного действа, а в кульминации — рождение множественного Хармса (естественно, из икры).
Под предводительством Хармсов мы отправились на Концерт, который вели Юлия Клейман и юный Марк Патарая (в состав — Дима Соболев). Из номеров я больше всего прониклась “Поздравлением от союза мертвых писателей” (реж. Дмитрий Мульков), визуально прекрасен был “Тень Хармса” (реж. Серафима Крамер). К теме репрессий и травли обратились Арина Полякова в “Ай-яй-яй!” (атмосфера научной конференции передана блестяще!), Марсель Смердов в “Мы так больше не будем” и Никита Васильев в “Правильном окружении себя предметами”. Но мне не хватило то ли двойного дна/неожиданного твиста, то ли смелости и, собственно, пучины абсурда.
Подлинная (и постыдная) трагедия абсурда ждала меня в в Финале, когда мы вернулись в Зелёный зал. Поначалу я даже хотела об этом умолчать, но по дороге домой поняла, что это самое хармсовское, что произошло со мной за вечер. В зале всем предлагали чай, я, конечно, взяла. Чуть позже заметила, что есть и торт в виде порционного зефира (по сюжету он пропал еще в Интермедии, и вот к концу Концерта испекли новый). Приглашения угощаться тортом не было, но некоторые гости его ели. Памятуя, что на Фуршете все блюда потреблялись по команде, я ждала, практически не сводя с тарелочек с зефиром глаз. Вообще-то зефир я не люблю, чаще всего у меня от него зубы сводит. Ужасно злилась на себя за то, как он завладел моим вниманием и отвлекает от артистов. В это время пели про Чижей, затем про Шарики, обернувшись одним из которых, Хармс и улетел. А потом Дед Мороз отправил всех за подарками, то есть на выход. Торт остался за спиной. И даже врученная в составе подарка профитроль (их я как раз люблю) не спасла положение. “Грустно, надо выпить водки” — услышала я разговор двух девушек позади меня в очереди в гардероб.
На протяжении вечера я ловила себя на том, что на Хармс-Ёлке вполне комфортно одной — необязательно искать спутников. Но вот тут поняла, что компания бы не помешала: одна я, слава Богу, пока не пью, и спонтанно к незнакомым людям в собутыльники не набиваюсь. Поэтому поехала домой, пить чай. По пути купила зефир. Зубы свело чуть-чуть.
Текст: Лиза Ординарцева
Фото: Анна Морошка