20 ноября на площадке Городского театра был показан спектакль театра «Zero» «Борис Рыжий. Конец записи». Режиссер Валерий Семенов и драматург Федор Шилов поставили спектакль по стихам и дневниковым записям культового поэта 90-х годов Бориса Рыжего.
«Я верю, мы живем по кругу, не умираем никогда… трамваи дребезжат бесплатные, летят снежинки аккуратные… я жил, как все — во сне, в кошмаре…я позабуду сказочный Свердловск и школьный двор в районе Вторчермета… мы возьмем с собой нашу речь, чтобы слово «люблю» сберечь».
В поэзии Бориса Рыжего нет возвышенных слов, воспевающих неземную красоту или необыкновенную любовь. Его герои – простые люди, работающие на уральских заводах и живущие на окраине города, в районе Вторчермета. «Далеко не герои» создавали материальные ценности, лежавшие в основе благосостояния страны. Ворвавшаяся в жизнь перестройка экономического курса «перемалывает» их судьбы, они уходят. Вместе с ними уходит и поэт. «Я зарифмовался на вас, новы – не рифмуетесь».
В разных концах сцены стоят скамейка и телевизор на ножках. Они словно противостоят друг другу. Эти предметы были частью городской культуры промышленных городов 60-х – 80-х годов. Скамейки в то время были особенными, удобными, эргономичными, их поддерживали скульптуры медведей. По телевизору показывали идеальную жизнь, к которой надо было стремиться, а на скамейке проходила жизнь реальная. Еще была скрипучая круглая карусель во дворе, источник радости для детей и место встречи подростков.
Борис Рыжий (его роль в спектакле исполняет Виталий Ковалев) не просто рассказывает о жизни своих друзей, он дает интервью о том, как жили люди в перестроечное время. Сейчас их называют «потерянным поколением». Одни не смогли, другие не захотели перестраиваться. Между телевизором и скамейкой много дверей, одни ведут к социальным лифтам, другие – к разрушению. С грустной иронией поэт рассказывает о том, в какую пропасть падает его друг – Дмитрий Рябоконь (Евгений Талашманов). Сначала просто увлечение, затем – настойчивая «белочка», и начинается работа специалистов в белых халатах.
Рыжий не осуждает и не покидает друзей, он находится рядом с ними, рассказывает, показывает им их жизнь и страдает вместе с ними. Невозможно было без нравственных потерь перешагнуть из восьмидесятых в двухтысячные, люди чувствовали себя лишними, ненужными, они отказывались от прежних ценностей, ломались и гибли. «Что ты мямлишь скептически, типа это всё из набоковской прозы, — он барчук, мы с тобою отбросы, улыбнись, на лице твоём слёзы». И все-таки в стихах Бориса Рыжего живет надежда на возрождение и восстановление. Пойдет время, и «слева — фабрики, справа — заводы» снова дадут людям работу и стабильность. Вопреки всему Рыжий остается патриотом своего города и отказывается называть его Екатеринбургом. Город Свердловск был сказочной столицей Урала, город Екатеринбург утратил почетный статус и получил обидное неблагозвучное сокращение.
Борис Рыжий прожил 26 лет. Он написал 1300 стихотворений (опубликовано лишь 350) и аавтобиографическую повесть «Роттердамский дневник». Песни на его стихи исполняла голландская рок-группа De Kift и бард- исполнитель Сергей Никитин. Спектакль «Рыжий. Конец записи» считается «визитной карточкой» театра «Zero». Театр объединяет молодых артистов, художников, драматургов и режиссеров. Zero – это точка отсчета.
Текст: Мария Гузарева
Фото театра