Два раза в месяц театр «Сатирикон» ставит в афишу спектакль «Четыре тирана» режиссера Константина Райкина. Год прошел после премьеры, а постановка пользуется популярностью у зрителей. Зал наполнен и буквально людьми, и фигурально — смехом и аплодисментами.
Режиссер Константин Райкин зрительский успех предполагал уже потому, что работал с пьесой Гольдони. А делает он это не впервые. Венецианец Гольдони, по словам Константина Аркадьевича, «титан мировой драматургии»: умел видеть сутевое в природе людей и их характерах. Поэтому персонажи, как сейчас говорят, «откликались» публике в 1760 году, а проблемы драматург брал тривиальные, бытовые, потому в декабре 2024 сюжеты еще не устарели. Как сейчас говорят, «заходят».
Основой для спектакля «Четыре тирана» стала пьеса «Самодуры», которую сам Гольдони быстро списал со счетов, как не слишком интересную для репертуара. По сюжету 4 главы семейства живут старомодно и строго придерживаются традиций, ограничивают своих жен и дочерей в нарядах, впечатлениях и развлечениях. А дело происходит в городе-празднике Венеции на фоне карнавала. И женщины, конечно, мечтают вырваться из-под гнета. Им хочется красивых одежд и радости. Точка кипения случается, когда женщины узнают, что дочь в одном из семейств отец хочет выдать замуж, даже не познакомив с женихом. Тогда жены восстают против мужского решения. И начинается, как сейчас говорят, «замес». Гольдони касаемо этой пьесы ошибался. Тема противостояния старого и нового порядка, свободы и несвободы, борьбы материального и духовного хорошо отражает сегодняшние настроения. А зритель, как и триста лет назад, приходит посмотреть на себя и себя же переосмыслить.
Успех спектаклю, помимо простой и страстной пьесы, обеспечивает актерский состав. В спектакле заняты мастера — бывшие ученики курса Константина Райкина в Школе-студии МХАТ (Алексей Бардуков, Артём Осипов, Александр Гунькин, Георгий Лежава) и новые артисты, недавно поступившие в театр с курса Александра Коручекова высшей Школы сценических искусств (Катя Вьюхина, Катя Воронина, Илья Гененфельд, Володя Кравченко). В сотворчестве старого и нового порядка, в спорах и наблюдении друг за другом родилось на репетициях несколько драгоценных идей, украсивших спектакль. Таких, например, как аллюзия Маргариты (Алёны Разживиной) на бунт Маргариты Михаила Булгакова. Что лишний раз доказывает, что старое и новое, несмотря на вечное противостояние, невозможно одно без другого и вместе способно создавать уникальное.
Актерский дуэт Феличе (Агриппины Стекловой) и сеньора Канчано (Дениса Суханова) часто упоминается в зрительских отзывах и является одним из любимых у самого Райкина. Почти все роли имеют два состава актеров. Это в театре скорее производственная необходимость, чтобы учесть отпуска, больничные и дополнительную занятость. Но этот дуэт Стекловой и Суханова — бессменный. «Мощнейшая артистка с огромной энергией, остроумная, склонная к лицедейству. Подарок для режиссера» и «Уникальный артист. Даже из микроскопического подтекста умеет сделать бриллиант» — говорит о них Константин Аркадьевич.
Но и актерский состав — это еще неполный список причин успеха спектакля. Моим личным особенным впечатлением было режиссерское решение. Идею оформления подсказала сама Венеция. Когда пьеса уже была выбрана, а роли распределены, режиссер посетил Фениче, Венецианский оперный театр. Купил дневной билет, по которому можно пройти по залам и, если повезет, застать кого-то за работой. Ему повезло: он застал репетицию небольшого барочного оркестра. В перерыве часть музыкантов ушла, оставив инструменты, а иные начали перекус или пили водичку. В этой рядовой ситуации режиссер нашел наиболее выразительное и странное решение для своего спектакля — разыграть житейскую историю Гольдони среди оркестра, как метафору, что люди живут в великом городе, наполненном искусством, но не замечают его, привыкли и перестали воспринимать.
Я на спектакль опоздала, в городе, где час приравнивается к слову «близко», успеть после работы к 19:00 в театр — тот еще, как сейчас говорят, «челлендж». Я вошла на моменте, когда оркестр сопровождал оперную арию. В спектакле звучит малоизвестная опера Вивальди, сыгранная в разных интерпретациях (музыкальный руководитель — Марина Катаржнова). Капельдинер посадил меня на крайнее место, чтобы я не мешала зрителям до антракта, и скрылся за шторой. Я уже пошла искать его, чтобы уточнить, не перепутала ли я мероприятие. Но в играющий оркестр на тележке-гондоле въехали Синьора Марина и Филиппетто. Между рядами музыкантов устроили каналы, по которым потом прибывали и отбывали действующие лица. Я подумала: «Ничего не понятно, но очень интересно». Оркестр ушел, оставив стулья и инструменты, а в «дом» вернулся купец Симон и проследовал в туалет прямиком в чехол от контрабаса. Я поняла, что смотрю на великолепную режиссерскую идею. Радость от узнавания музыкальных инструментов в самых утилитарных ситуациях (в спектакле нет ни одного бытового предмета: скрипка, как мочалка; маракасы, как бинокли; пюпитры, как окна; ноты, как шторы) и виртуозность, с которой актеры и музыканты сосуществовали на сцене, меня так захватила, что я забыла, что я журналист, и мне стоит замечать свет, мизансцены, костюмы и запомнить пару цитат для статьи. Если бы в социальной сети театра «Сатирикон» не нашлось видео эфира Константина Аркадьевича «От первого лица», где он рассказывает о создании спектакля «Четыре тирана», я бы сейчас делала две страницы текста из фраз «Офигенно! Великолепно! Талантливо! Обязательно сходите! И родителей возьмите с собой». «Им зайдет», так сейчас говорят.
В финале постановки под аккомпанемент оркестра поднимают задник, а там — театр Фениче. Этого у Гольдони тоже нет. Это режиссерская фантазия, красиво венчающая идею. Надо ли говорить, что зрители выходят под впечатлением? Стоит ли говорить, что оно сокращено до такого же, как мой, списка эпитетов и перечисления, кому стоит посоветовать или подарить билеты на Новый год. Примечательно, что за мной сидела большая группа молодых людей — то ли старшие школьники, то ли студенты первых курсов. Парни и девушки. И, выходя, они сошлись во мнении, что спектакль понравился. Представляете, что нужно сделать в наше время, чтобы юные люди сидели в театре два часа сорок минут, и им понравилось? Только выдающийся спектакль на такое способен.
Текст: Катерина Егорова
Фото театра