В декабре в Большом театре кукол вышел новый спектакль Руслана Кудашова — «Евгений Онегин. Урок русской литературы». Интересно увидеть, чем окажется для команды БТК известный роман в стихах, который не обходит стороной ни одного русского человека. Кажется, эта книга рядом с нами всю жизнь: книжная полка родителей, уроки литературы в школе, оперные арии, памятные даты.
Режиссёр Руслан Кудашов решил выбрать такую форму прочтения романа, как урок литературы, и выносит это в название спектакля. Прочтение, а точнее «изучение романа», будет разбито на несколько спектаклей, чтобы можно было охватить полностью текст. В первую часть вошли три главы романа. Однако режиссёр не ограничивается лишь постановкой самого произведения, создаются целые миры — здесь жизнь Пушкина и его друзей соседствуют с героями и событиями романа. Всё это буквально прорастает из текста «Евгения Онегина», наполняя его образы глубиной прочтения.
На сцене висит огромная школьная доска, справа выстроились ряды школьных парт, а слева уютный кабинет с камином и книжными полками. Шумной толпой ученики вваливаются в класс, бурно обсуждая и споря о героях романа. Учитель у них сам Александр Сергеевич (Алесь Снопковский), он молод и энергичен. Но кто же составляет класс? Это друзья и единомышленники Пушкина. Вот так среди отличников и хулиганов перед нами предстают Дельвиг (Сергей Беспалов), Жуковский, Грибоедов, Вяземский (Платон Селиванский), Кюхельбекер. Они читают строки романа, подхватывая один за другим. Слышится какой-то новый ритм прочтения. Непривычно слышать, как текст буквально переходит из уст в уста, обретая разные окраски и интонации. Жизнь в классе кипит — мальчики дёргают девочек за косички, едят бутерброды, подсказывают забытое и даже играют на гитаре. Учитель же строг и трепетен со своими друзьями, героями романа. Немного устав, он уходит размышлять о своей жизни в кабинет, с удовольствием вытягивая ноги у камина. Незримо возникнет длинный зимний вечер.
Бежать от скуки вечеров Александр Сергеевич собирается в театр, ловко облачась в цилиндр и сюртук, он берёт под локоть Онегина (Виктория Войнич-Слуцкая) и отправляется в оперу. На сцене возникает кукольный Нащокинский домик (художник спектакля — Марина Завьялова), в котором есть всё — кареты, бальные залы, парадные лестницы. Всё в нём приходит в движение, оживает и светится огнями, гости бала перешёптываются и качают головами. Несмотря на то, что в спектакле звучит только текст поэмы, он наполнен множеством подробностей из жизни Пушкина, окружения поэта и светского Петербурга. Всё, что кажется таким сухим в школьных учебниках, обретает здесь наполненность жизнью. Хотя светская скука здесь тоже есть, но она комична и образна, как и хулиганство Пушкина, которое нет-нет, да прорывается у учителя. Великий автор предстаёт перед зрителями человеком, а не плоским портретом на стене школьного кабинета. К тому же воспитанием Пушкина периодически занимаются то чёрт (Вадим Белопухов), то муза (Алёна Первухина).
Роли Онегина и Ленского в спектакле исполняют актрисы. Словно в школе, девушки выбирают, кто из героев романа им милей. У Виктории Войнич-Слуцкой и Екатерины Ложкиной-Белевич получается интересное исследование героя через женский взгляд на персонажа. Татьяна Ларина (Ксения Павлова) — тихая отличница, она действительна будто бы чужая в этой среде. Оставшись одна в классе, со свечой в руке, она читает своё описание, так тихо и сакрально, что мы видим только её тёплый взгляд и колыхание свечи. Сцена же Татьяны с чтением письма забывчивой няне полна трогательности и человечности. Пушкин оберегает и переживает здесь за своих персонажей, тихонько прячась за маленьким окошком в углу класса. Жизнь же в деревне, наоборот, носит ухарские масштабы и гротеск: помещики гуляют среди макетов усадьб и деревенских домов, висят на ветках кустов или же садятся за широкий обеденный стол.
Руслан Кудашов, как волшебник из «Обыкновенного чуда», создаёт один за другим миры, в которых герои романа ловко превращаются в исторические личности и наоборот. Произведение набирает объём и вбирает в себя исторический контекст, факты биографии и детские воспоминания. Всё это кружение жизни придаёт свежесть прочтению романа. Большое удовольствие рассматривать каждый угол, каждую деталь этого спектакля, ведь там всё это неспроста. На этом уроке русской литературы найдётся место всему: и радости, и скуке, и хулиганству, и серьёзности.
Текст: Наталья Яковлева
Фото театра