Танечка, не плачь

Так уж совпало, что в один день, 25 декабря, состоялся апелляционный суд над Женей Беркович (оставивший приговор ей и Светлане Петрийчук в силе, цинично «смягчив» его на несколько месяцев), и в ДК Рассвет вышла премьера ее коллектива «Дочери СОСО» - «Коридор Барто». В спектакле заняты Дарья Ворохобко, Наташа Горбас, Ира Сова, Мариэтта Цигаль-Полищук, Елена Ербакова, Анастасия Альмухаметова и Татьяна Саруханова.

Думаю, что трудно найти человека, которому в детстве не читали стихи Агнии Барто, но здесь они не звучат как что-то уютное, детское и милое. Скорее, наоборот - спектакль начинается с долгой сцены, во время которой актриса бьет большим черным мячом об пол, с монотонным и при этом весьма тревожным ритмом. У Барто про мячи было много стихотворений, здесь мяч тоже становится как будто главным символом (помимо большого мяча в начале позже появятся еще чёрные же теннисные), но этот ритм с первой же минуты создает очень некомфортную атмосферу - не безопасную, а полную страхов и тревоги. А дальше ее только поддерживает не менее дерганая и резкая музыка - музыканты сидят прямо на сцене, вместе с актрисами представляя собой единый перфоманс.

Стихи Барто здесь звучат под эту музыку - они то ли пропеваются, то ли декламируются как монолог. Только это монолог не ребёнка о детских проблемах, а уже взрослых женщин - от того, что они все одеты в платья, стилизованные под детские, создается еще большее ощущение одиночества и неустроенности. Как совсем очевидный символ - у актрис из глаз льются слезы, сделанные по-театральному из праздничного дождика. Это не счастливое детство, которое может быть опорой во взрослом состоянии, оно наполнено травмами и обидами. Поэтому и знаменитое утешение Барто «тише, Танечка, не плачь» выглядит не милым, а жестоким - из него вырастает целый стендап-монолог про разные виды утешений, про то, как неуместно и болезненно они порой смотрятся.

Некоторые стихи Барто даже и не звучат текстом (хотя у каждого «эпизода» спектакля как будто есть название - на пюпитре меняются названия ее стихов), но как будто из них, из ассоциаций, связанных с ними, вырастают пластические этюды, тоже очень болезненные и нервные. Спектакль по жанру получился ближе к перфомансу, это произведение на стыке жанров - тут и пластика, стендап, и музыка, задающая атмосферу тревожности и болезненности.

Текст: Нина Цукерман

Фото: Ира Полярная, Александр Андриевич

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения