Действующие лица:
— В. Соболенко: композитор, исполнитель, играющий классику, модерн, рок и не только, виолончелист, виолист, клавишник и не только, в творчестве при исполнении использует предметы, зачастую к извлечению музыки не имеющие никакого отношения; когда инструментария для исполнения оказывается недостаточно — дополняет вокалом (в общем, читайте).
— Ю. Лабутина: художник песочной анимации, давно и с успехом демонстрирующая своё искусство как в самостоятельных выступлениях, так и вместе с различными музыкальными исполнителями и коллективами, лауреат премии Международного фестиваля песочной анимации.
Место и время действия: 5 декабря 2024 года. Ротонда в Центре искусства и музыки библиотеки Маяковского, Невский 20.
В. Соболенко последнее время нечасто балует поклонников своими выступлениями, предпочитая представлять свою активную деятельность (камерные сочинения различного профиля, музыка к кинофильмам и пр.) в интернете, в рамках выхода нового кинофильма на экраны и т.д. Однако, слушать его «вживую» — значит иметь возможность принять и почувствовать какие-то плохо вербализируемые флюиды, токи, какую-то необычную энергетику, исходящую от музыканта во время выступления.
Программа «Видимая музыка: Воспоминания» удивительна вдвойне: во-первых, это абсолютная импровизация, рождающаяся, как при импровизации и положено, на глазах (и в ушах) зрителей-слушателей. В. Соболенко легко переходит от творения за клавиатурой рояля к электровиолончели, время от времени, совершенно неожиданно, совмещая игру на этих инструментах одновременно. И при этом, в качестве «третьего инструмента» — вокалируя. Ю.Лабутина не менее легко и красиво «пересыпает» одно изображение в другое, действуя синхронно, спонтанно и, вместе с тем, совершенно гармонично. Смотреть, как музыка импровизационно рождается в ответ на появляющееся изображение на экране и, в свою очередь, образы на экране также спонтанно и ответно дополняют возникающую в это же мгновение музыку — было большой и одухотворённой радостью! И хоть этот визуально-музыкальный экспромт был записан и будет (можно надеяться) когда-нибудь доступен, присутствовавшим на этом действе счастливчикам (желающих попасть на концерт было значительно больше, чем мест в зале) можно только позавидовать.
В. Соболенко и Ю. Лабутина любезно согласились ответить на несколько вопросов нашего журнала.
ОКОЛО: Виктор, спасибо за программу! Импровизация — трудное, высокое и сложное искусство. Что для Вас есть импровизация? Нужна какая-то внутренняя предварительная подготовка? Соответствующее состояние? Особое место для творчества?
В.С.: Импровизация во временнЫх искусствах — это всегда чудо. Зритель соучаствует в создании искусства здесь и сейчас. Конечно, когда мы сталкиваемся с импровизацией в музыке, нам хочется понять, действительно ли это импровизация или артист подготовил произведения дома. Для доверия публики, артисты, порой, просят предложить музыкальные или литературные темы для импровизации из зала. В нашем с Юлей шоу мы решили погрузиться в свои воспоминания, не оговаривая конкретики. Чтобы выкрутиться в случае «затыка» в импровизациях, мы придумали несколько литературных тем, с которыми сочетались мои музыкальные темы, знакомые Юле, в качестве точек отсчёта. Но как-то лилось всё свободно, и наши якоря почти не понадобились. Особое состояние для свободной импровизации, конечно, необходимо. Дело в том, что музыканты классической западной школы используют нотный текст. Подобные артисты выучивают музыку по нотам, а затем, добавляя выразительность, которая не зафиксирована в тексте, представляют произведение публике. Импровизатор является и автором, и исполнителем в одном лице в реальном времени. Во время импровизации музыкант работает как мощный компьютер, перебирая в голове множество вариантов развития темы. Самая лучшая импровизация очень похожа на выверенную композицию, но слушатель приходит созерцать процесс создания музыки, поэтому для такого слушателя важен не результат, а процесс. Лично для меня не очень важно место, где импровизировать. Важен слушатель-зритель, который хочет почувствовать процесс зарождения музыки здесь и сейчас.
ОКОЛО: Насколько нам известно, это уже четвёртая из ваших совместных программ с Юлией — импровизационных, неповторимых и разделённых достаточно большими промежутками времени. Эти не короткие промежутки времени не мешают вам сразу чувствовать друг друга в очередной теме с одного звука, с первой щепотки насыпаемого песка. Можно полагать, что у вас уже образовалось некое «поле», в котором вы творите. И это — прекрасно и очень красиво! А интересно было бы Вам попробовать поэкспериментировать с каким-то другим художником или даже человеком из другого вида искусства? Например, поэтом, танцором?
В.С.: Юля Лабутина участвовала в пяти шоу под названием “Видимая музыка” с 2020 года ежегодно. На прошлом шоу “Времена года” к нам присоединился замечательный художник и виджей — Юрий Элик. Юрий очень музыкальный человек. Его мама была знаменитым музыковедом — исследователем творчества композитора Георгия Свиридова. Во всех шоу, кроме последнего, была выверенная музыка до ноты. “Времена года” — это мой цикл композиций, написанный в одной из редакций для виолончели и фортепиано. В трёх шоу из пяти участвовал мой друг, блестящий пианист и клавесинист — Михаил Блехер. А в одном шоу Миша играл и на органе. Во всех шоу для Юли Лабутиной я написал литературный сценарий, кроме последнего. Последнее шоу было на 96 процентов импровизацией. В своё время, Катя Капович, известный русский поэт, живущий на другом полушарии нашей планеты, предложила мне поимпровизировать на декламацию её стихов. Но случилась пандемия и другие вещи, которые не позволили нам осуществить задуманное. Также есть идея сделать импровизации с движенческим театром, практикующим эстетику буто. Недавно появилась мысль о сотрудничестве с парфюмером, создателем оригинальных ароматов. Пока последнее находится на уровне идей. Библиотека им. В. В. Маяковского поддерживает идею программы “Видимая музыка” уже пятый год. Надеемся и через год сделать что-то интересное.
ОКОЛО: В заключение — традиционный, но, говорю с уверенностью, волнующий многих, вопрос: каковы Ваши ближайшие творческие планы. Чем порадуете почитателей Вашего творчества?
В.С.: Следующая моя программа — авторский вечер в день рождения 22.02.2025. Предполагаю написать новое трио для скрипки, виолончели и фортепиано. Как будет строится программа, пока не знаю. Известно только место и время: Ротонда бывшей Голландской церкви, нынче Центр искусства и музыки библиотеки им. В. В. Маяковского. Центр в очередной раз поменял название. Теперь он — ОЛИМП (Отдел Литературы и Информации о Музыке и Петербурге). Адрес: Невский пр., 20. Начало в 20:00.
Буду продолжать писать воспоминания. В свободном доступе уже 12 глав. У нас с Ларисой (жена композитора, прим. «ОКОЛО») лежит “под паром” много песен. Их будем записывать в аудио формате. Также хочу продолжить свои лекции из двух циклов — “Звуковая кунсткамера” и “Звуки в человеческой культуре”. В международный день танго мои друзья — тангерос, пригласили нас с женой посетить музей танго. В своё время я был увлечён аргентинской культурой танго и сочинил множество композиций в стиле Tango Nuevo, которые часто играл на разных сценах. Возможно, в следующем году, сочиню новые композиции, вспомнив своё увлечение музыкой танго на рубеже тысячелетий. И в конце немного интриги. После публикации одной из моих глав воспоминаний в сети, я получил неожиданное предложение сотрудничества от директора единственного в России частного музея парфюмерии. Она хочет попробовать озвучить искусство парфюмеров. В моей жизни уже были эксперименты по объединению в одном шоу музыки, высокой кухни и её духа (души и ароматов). Блюда готовились во время шоу на пленэре, возбуждая у публики аппетит. Так что ожидайте, любезная публика, — музыки с запахом!
ОКОЛО: Юлия, Вы окончили СПбГУ в качестве художника кино и телевидения. Насколько нам известно, специалистов в области песочной анимации у нас не готовят. Как Вы пришли к такому редкому и, нужно предположить, трудному роду творчества?
Ю.Л.: На самом деле, песок в мультипликации используется давно, в середине XX века Каролина Лиф впервые нарисовала мультик песком, и сейчас используют эту технику, не только песок, но любой сыпучий материал, кофе, чай… Да, специально не готовят, но песочная анимация является одной из техник в мультипликации. А вот живое выступление — это немного другое. Это скорее ближе к визуальному перформансу.
ОКОЛО: Перед началом программы Виктор сообщил, что «Видимая музыка…» будет полностью сымпровизирована. Поделитесь пожалуйста с нашими читателями, что Вы чувствуете во время этого спонтанного творчества? Вы спокойны? сосредоточены? находитесь в каком-то возвышенно-отвлечённом состоянии? Как происходит Ваше взаимодействие с музыкой, звучащей в этот момент из-под рук Вашего соучастника импровизации?
Ю.Л.: Я чувствую во время импровизации, что происходит диалог, резонанс, желание слышать и ответить, сказать. Очень приятное интимное творческое чувство. И происходит ощущение счастья, когда фразы складываются. Слово, затем фраза, фраза переходит в другую, и ставится точка или восклицательный знак, или многоточие…И это всё рисунком и музыкой. Спасибо Виктору за эту творческую встречу!
ОКОЛО: Что и где в ближайшее время можно будет увидеть нарисованное Вашими руками и вдохновением? Другими словами, где и когда можно будет смотреть Ваши выступления?
Ю.Л.: У меня есть страница ВКонтакте «Не остановится песок«, и есть страница «Сказки Чижика«, проект, в котором я участвую, на этих страницах выкладываются анонсы мероприятий. Приглашаю зрителей на эти встречи.
ОКОЛО: Большое спасибо за интервью! Мы будем ждать новых встреч!
Интервьюировал Юрий Ильин
Фото: Татьяна Скиба