Гала-концерт – это как сборник рассказов. Листаешь страницу за страницей и меняются локации, персонажи и красивые платья участниц 3-го тура Международного конкурса имени Михаила Корякина. Проходил этот конкурс под эгидой Мариинского театра. Своей миссией он ставит поддержку молодых исполнителей и память о великих певцах прошлого – учреждены специальные призы имени Фёдора Шаляпина, Леонида Яковлева, Николая Фигнера, Евгении Мравиной, Дарьи Леоновой. Помимо вокального конкурса также прошёл конкурс концертмейстеров и форум-дискуссия «В пределах музыки, за пределами критики». Вершиной этого праздника стал гала-концерт участников 3-го тура, который прошел 23 ноября 2024 года в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга. Все три часа спутником исполнителей был оркестр Санкт-Петербурга под управлением Юрия Демидовича.
Концерт открыла увертюра из оперы «Руслан и Людмила», задав репертуарное настроение всему гала – в программе значились только арии из русских опер.
Далее сопрано Анна Кучерявый в образе Татьяны из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского «написала» Онегину письмо любви. Классический подход к исполнению арии – выразительно спеть высокие ноты и чисто все остальные. Но богатство интерпретаций побуждает исполнителей искать новое неповторимое интонирование. Не существует первостепенных и второстепенных фрагментов в партитуре, в каждой фразе необходимо транслировать своё отношение.
Все исполнители пели по два произведения. Анна осталась на сцене и перевоплотилась в Земфиру в сцене с люлькой из оперы С.Рахманинова «Алеко». Неприязнь героини можно было считать по театральным приёмам, через которые певица хотела выразить состояние. Но самое интересное, что Сергей Рахманинов уже заложил напряжение в интонации начальной кварты. А потом укротил эту кварту следующей терцией, что звучит само по себе терпко. И если исполнять просто ноты (пусть даже выразительно с театральной точки зрения), то можно пройти мимо подавленного клича, заложенного в интонационный материал композитора. Зрителю должно быть ясно, что певица сейчас поёт кварту, она понимает, как сама к ней относится и какое место в форме у этой интонации. И так с каждым интервальным соотношением.
На следующей странице «книги» рассказчиком был Кирилл Комаров. Сначала он в роли Евгения Онегина «любезно» ответил Татьяне на её письмо, а потом исполнил эпиталаму Виндекса из оперы А.Рубинштейна «Нерон». «Форте» Онегина выражает совсем не то же, что «форте» Виндекса. Подтекст абсолютно разный. Это необходимо было ярче показать, потому что за счёт динамики и тембра вокалиста прозвучали две похожие кульминации, а их значение не тождественно. Контраст создаётся именно за счёт разности в эмоциональном состоянии героев.
Затем слово взяла Баканина Мария из Перми. Её Иоланта из одноимённой оперы П.Чайковского «прежде не знала ни тоски, ни горя, ни слёз», а Горислава из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки спела Ратмиру, что он – её «любовь и мир». Певица чувствует, о чём поёт. При этом необходимо усилить связь с фонетическим аппаратом. И дело не в дикции, а во вкусе слова. Ведь каждая фраза обладает своим качеством соотношения гласной и согласной. Внимание к сочности букв только усилит положительное воздействие от точного попадания певицы в характер партии.
В следующей главе Павлов Михаил в роли Демона из одноимённой оперы А.Рубинштейна размышлял о воздушном океане, а Роберт из оперы «Иоланта» П.Чайковского утверждал, что никто не сравнится с его возлюбленной – Матильдой. Первое впечатление было эффектным, певец отлично владеет собой, знает лучшие стороны, любит то, что делает. Удержать внимание – задача другого уровня, которая точно сможет в будущем покориться певцу. В этом ему может помочь композитор, который передал все пароли в партитуре. У каждой музыкальной мысли есть свой центр тяжести и место в форме, обнаружив которое, можно самому с интересом идти за логикой мысли композитора.
Следующим номером Кобяшов Юрий исполнил арию Шакловитого из оперы «Хованщина» М.Мусоргского, а продолжил арией Руслана «над полем с мёртвыми костями» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки. Его первый звук был настолько концентрированным, что сообщил зрителю всю информацию о «Хованщине». Так работает масштабное мышление оперного певца, когда он объёмно воспринимает образ героя и сам понимает в какой части оперы находится. В его звуке было спокойно — так происходит, когда исполнитель понял логику акцентов. Браво!
Багаева Зарина поддержала трагические настроения — её Франческа из оперы «Франческа да Римини» П.Чайковского просила Паоло не рыдать, а Лиза из оперы «Пиковая дама» П.Чайковского истомилась ждать Германа. Зарина была хороша во всех представленных амплуа так, что захотелось погрузиться в её музыкальный мир больше. Например, сходить на её сольный камерный концерт и услышать интерпретации произведений более светлого характера. Брава!
Алимову Дониёру выпала непростая задача – переломить трагическое направление концерта песней Левко «Спи моя красавица» из оперы «Майская ночь» Н.А.Римского-Корсакова. И он с ней справился под конец произведения, исполнив насыщенно кульминацию. Но потом всё вернулось вновь в печальное русло песней Вакулы из оперы «Черевички» П.Чайковского, в которой герой прощался со своей возлюбленной Оксаной. Оксана, прощай! Дониёр, здравствуй! Яркий, харизматичный тенор, однако нужно всегда помнить, что за сюжетами и музыкальными фразами скрывается намного больше. Например, у Н.Римского-Корсакова — это идея синтеза небесного и земного.
Коряков Александр приветствовал князя Игоря в плену в образе Кончака из оперы «Князь Игорь» А.Бородина. Потом перевоплотился в Ивана Сусанина из оперы «Жизнь за царя» М.Глинки с арией «Ты взойдешь, моя заря». Театральная подготовка — несомненно сильная сторона этого певца. Однако к ней необходимо добавить кантиленной связи между звуками. Ноте необходима связь с другой нотой, даже если она исполняется отрывисто. Только когда у каждого звука есть место в форме, арка с другими частями в опере, тогда в музыкальном мире певца зрителю находиться комфортно. Такая работа откроет новые горизонты в изучении партии и образа.
И снова трагический контекст переломил Левко, но уже в исполнении тенора Барбакова Игоря. Для этой задачи он применил оглушающий звуковой приём в первой из четырех кульминаций. В данном случае прием сработал, однако не стоит забывать, что должно быть соотношение между всеми кульминациями. Первое «форте» не может звучать так же, как и третье. Даже при одинаковом динамическом решении, подтекст у них разный. К романсу Водемона из оперы «Иоланта» П.Чайковского та же ремарка. Очень хочется направить фокус внимания этого великолепного певца именно в сторону анализа формы, чтобы его фразировка стала масштабнее.
Олейник Марьяна Наташей Ростовой кружилась в вальсе-арии на балу из оперы «Война и мир» С.Прокофьева. Синкопированный музыкальный материал 20 века очень выделялся на фоне программы концерта. Было ощущение, что певица вырезала арию и вклеила в коллаж. И это особенность мозаичных гала. На певца ложится задача не только качественно преподнести материал, но и в первом звуке сообщить всё о стиле и форме арии. Тогда можно обрисовать объём гармонически и семантически насыщенного материала. Далее Марьяна спела арию в образе Оксаны из оперы «Ночь перед Рождеством» Н.Римского-Корсакова. Ровно каждая фраза задает исполнителю вопрос и в ней зашифрован ответ. И если одна и та же фраза звучит интервалом выше или ниже, то она задает разные вопросы. Ответ необходимо соотнести с семантикой текста, а также с артикуляцией и интервальным соотношением. От этого зависит интенсивность, качество и плотность звука. И только после этого стоит переходить к оценке эмоционального плана исполнения.
Сослан Гагиев спел арию Ленского из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского, а в партии Германа из оперы «Пиковая дама» П.Чайковского восклицал, что жизнь – игра! И этим уже никого не удивишь. Стены петербургских концертных залов слышали не раз эти строки. В этом и заключается ловушка, но вместе с тем и карт-бланш самовыражения. От певца требуется насколько возможно быть собой и искать только собственную интонацию в персонаже.
Завершил красочный сборник рассказов гала-концерта бас Калмыков Николай в роли Короля Рене из оперы «Иоланта» П.Чайковского и в роли Бориса из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского. Уже первый звук был окрашен богатым тембром певца. Однако на этом никогда не должны заканчиваться попытки проникнуть в суть иносказаний и шифра композиторов. Эти оперы не просто так будоражат умы и чувства на протяжении более ста лет. В них сокрыто то, что предстоит ещё открыть и показать миру! Это и есть причина, по которой мы всё ещё интерпретируем и слушаем оперы.
Оркестр деликатно поддерживал каждого участника, тем не менее было заметно, когда певец задавал тон и коллектив шёл за солистом, а когда участник погружался в свой театральный мир и терял ощущение контакта с дирижером. И это не про технические шороховатости, всё было замечательно, а в совпадении намерений донести посыл до зрителя.
Всё же это был конкурс. Победить – это, конечно же, хорошо, но карьера – это забег на длинную дистанцию. «Сегодня ты, а завтра я». Всё всегда в ваших руках.
Результаты конкурса:
Гран-При — Багаева Зарина
1-ая премия — Павлов Михаил и Алимов Дониёр
2-ая премия — Гагиев Сослан и Олейник Марьяна
Специальная премия от БФ «Фонд Оксаны Волковой» вручена самому юному басу конкурса Николаю Калмыкову
Лучший баритон конкурса, премия им. Леонида Яковлева — Павлов Михаил
Лучшее сопрано конкурса, премиям им. Евгении Мравиной — Багаева Зарина
Текст: Ксения Яснюк
Фото: Иван Черных