Медовый месяц не задался

3 и 4 декабря в гостях у Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова побывал Московский театр юного зрителя: на Основной сцене был показан спектакль Петра Шерешевского «Медовый месяц в “Кукольном доме”». Постановка Шерешевского по тексту С. Саксеева (литературный псевдоним режиссера) – пересобранная с поправкой на современность и ярко сыгранная актерски интерпретация пьесы Генрика Ибсена «Кукольный дом».

Герои переименованы в соответствии с российскими реалиями. Хельмер стал директором «Бета банка» Ильей Хелимским, его жена Нора – Полиной, фру Линне – Илоной, доктор Ранк сохранил свою фамилию, но стал Константином, Крогстад же превратился в Алексея Крокова. Режиссер вообще не трогал настоящие имена актеров – как их зовут в жизни, так же в постановке.… Канун Нового года, коттеджный поселок, скорей всего где-то в Подмосковье, просторный дом в стиле скандинавского минимализма (художник – давняя театральная соратница Шерешевского Надежда Лопардина), дети отправлены в лагерь на все праздники – самое время чете Хелимских освежить чувства и устроить второй медовый месяц…

В авторском перемонтаже постановки одновременно и ее сила, и ее слабость. Режиссер перенес на сцену драму Ибсена иносказательно, соблюдая все знаковые сюжетные точки, и вывернув ее не как манифест феминизма – как это было во времена драматурга, а продемонстрировав сегодняшнее болезненное нутро отдельно взятой семьи, что сейчас, в век психологов и лайф-коучей, безусловно, увлекательно. Но вместе с тем режиссер в первой же сцене раскрывает все карты – Илья (Илья Смирнов) признается доктору Ранку (Константин Ельчанинов), что давно не любит жену, не испытывает к ней влечения и тут уже ничего не изменить. И вся дальнейшая история, разворачивающаяся на протяжении более трех часов с двумя антрактами, становится абсолютно решена интриги. У Ибсена осознание того, что Хельмер не любит свою Нору, проступало постепенно, и было интересно узнать, как же он отреагирует на ее обман и так далее. Здесь же зрителю максимально все разжевывают – муж больше не хочет жену, она ему неинтересна, их паре не поможет абсолютно ничего. Все.

Тем болезненней потом смотреть на потуги несчастной супруги Ильи, Полины (Полина Одинцова). С первого эпизода она говорит и ведет себя так, как женщина, которую не любят, и она об этом знает. Бегающие глаза, вечно на мокром месте, плохо скрываемое волнение, существование на грани истерики – хотя внешне предпосылок к этому никаких – муж вежлив, учтив, с чувством юмора. Полина как белка в колесе постоянно суетится без причины, мельтешит по дому, старается угадать настроение мужа. И понимает, что вот-вот, вот сейчас он скажет страшные слова и выкинет ее из своей жизни. Ее, такую хорошую, всегда поддерживающую, понимающую и давно не работающую домохозяйку. А в ее мире такой вариант развития событий невозможен. «Все друзья развелись, у меня такого не будет». Ни за что она не повторит участь своих знакомых, которые все по два, а то и по три раза расторгали браки и оставляли своих детей без должного внимания. Нет-нет, ее любимые дети будут огорожены от такого ужаса. И ради этого она готова хоть на голове стоять, хоть колесом ходить, хоть нарядиться в карнавальный костюм белочки, – даром что ее со школы так называют, «наша Белочка».

В противоположность Полине рядом возникает ее одноклассница Илона, Илоша (Илона Борисова). Та своего мужа никогда не любила, и, когда тот умер, не особо горевала. Она не боится перемен, переезда в другой город, новой работы. Она спокойна перед лицом неизменно возникающих в жизни любого взрослого человека трудностей. И именно эта способность – брать на себя ответственность за свои поступки и умение действовать – приводит героиню к благополучному итогу как в работе, так и в личной жизни. И отсутствие этих качеств у Полины закономерно приводит к краху ее отношений.

Точка притяжения взгляда среди почти не меняющихся декораций – картина в глубине сцены, висящая в доме Хелимских. Это копия работы художника Эндрю Уайета «Мир Кристины», задающая атмосферу в спектакле. На ней изображена молодая женщина с парализованными ногами, ползущая по земле в сторону дома. Ее лица мы не видим, но можем представить, какие страдания написаны на нем. Словно живое воплощение этой женщины представляет собой Полина Хелимская, особенно когда после откровенного разговора со своим Илюшенькой и болезненного разрыва с ним она неподвижно лежит на полу и не может встать – ноги отказали.

К финалу спектакля «кукольный дом» в стиле скандинавского минимализма вдруг делает разворот на 180 градусов – «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом…» – и показывает зрителю обратную сторону благополучного семейного очага. Небольшая сцена, та, с которой комики разной степени популярности обычно выступают со своими монологами, этакий «открытый микрофон». На стене висит копия картины авторства того же художника Уайета под названием «Брак» – на ней изображена мирно спящая под одеялом (умершая?) пожилая пара… Илья и Полина по очереди исполняют стендап-номера: он исполняет экспрессивный танец без музыкального сопровождения из серии «как меня все достало», она дрожащим голоском поет жуткую песенку про боязнь родить «не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку». Оба остались наедине со своими внутренними противоречиями и страхами. Верный друг, точнее преданная собачонка, всегда находящаяся подле их семьи, доктор Ранк уехал в «страну обетованную», что по ощущениям равносильно смерти (отсылка к оригинальному сюжету пьесы, где доктор на самом деле умирает), – свой дом продал, все связи оборвал, возвращаться не планирует. Илона и Кроков (Алексей Алексеев) счастливы вместе. А Илья с Полиной выглядят как гирлянда, криво висящая у них во дворе у дома, – нервно мигают, дергаются, выглядят нелепо. «И где она, жизнь?» – спрашивает Ранк в финале. Ответа нет.

Текст: Дарина Львова

Фото Елены Лапиной

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения