В Мастерской со 2 по 12 декабря состоялась режиссёрская лаборатория, в рамках которой у многих актёров театра случились дебюты в качестве постановщиков: например, у Михаила Гаврилова, Кристины Куцы, Кирилла Кузнецова, Игоря Клычкова, Арины Лыковой и Анны Арефьевой. Уже опытные режиссёры тоже представили свои эскизы: Сергей Паньков, Виктор Тихонович, Артур Гросс, Андрей Горбатый, Роман Габриа, Андрей Аладьин.
Большое достоинство состоявшейся лаборатории — разнообразный и неизбитый материал. В программе мы увидели и классические русские ужасы («Деяния Азлазивона» Леонида Леонова, ни разу не слышала об этом рассказе, и он точно ещё не появлялся на сцене), и трогательно-смешные рассказы Шукшина («Сапожки», «Мой зять украл машину дров» и т.д.), и Ремарк, и «Человеческий голос» Кокто (когда-то смотрела хороший моно Светланы Щедриной на Камерной сцене Театра на Васильевском), и авторский материал, посвящённый Борису Пастернаку.
Жаль, что эскизы были в вечернее время, из-за этого мне удалось увидеть лишь два: «Деяния Азлазивона» Андрея Горбатого (нечастые гости Мастерской точно знают этого режиссёра по «Лодочнику», лично я его смотрела раз десять, любимейший спектакль. Жаль, что Городской театр меня/нас разлюбил) и Шукшина Михаила Гаврилова, крепкий режиссёрский дебют. Получилось интересное сочетание: страшное и серьёзное встретилось с очень смешным и нежным, про простых людей.
«Деяния Азлазивона» действительно пугают. Этот рассказ напоминает «Вия»: человек платит за свои грехи, он практически беззащитен перед нечистой силой. Ипат (Игорь Клычков) — главарь банды, которая убивает, насилует и грабит под песню «Хаски». Из-за этого святой Нифонт (Иван Григорьев для меня раскрылся в этой роли, я его раньше видела только в «Тихом Доне», ну и в эскизе Артура Гросса по Борису Рыжему, все спектакли о творчестве этого поэта для меня вторичны после «Как хорошо мы плохо жили», уж вы меня простите) отрёкся от Ипата и покинул его. Из-за этого Ипат и его соратники (Дмитрий Миков, Дмитрий Житков, Андрей Дидик) решают стать монахами и посвятить себя Богу.
История назидательно-религиозная, о чём и сказал Андрей Горбатый на обсуждении, но не верю я, что человек таких взглядов, как эти бандиты, может столь кардинально измениться, горбатого могила исправит. Весь эскиз на сцене присутствует женщина, которую они без сожаления убили (Ксения Морозова), наблюдает, рисует кресты, когда кто-то из них заканчивает свой жизненный путь. Героев, выбравших «праведный путь», выгодно противопоставляют бесам (Мария Мясникова, Мария Поликарпова). Как сказала зрительница на обсуждении: «Я всегда знала, что ад — это женщины». Но к этим убийцам и моральным уродам я симпатии не почувствовала. «Я эту девочку товарищу подарил». Да пусть они хоть лоб себе расшибут в молитве, это ничего не изменит.
Эскиз получился зрелищный, сцена с тем, как герой Игоря Клычкова выкалывает себе глаз, действительно неожиданная. Есть песенные номера, например, хоровое многоголосье в финале. Тема важная и дискуссионная, есть что обсудить и даже поспорить.
Поговорили с исполнителем главной роли Игорем Клычкова:
Какие у вас впечатления от эскиза?
Впечатления интересные, но так как это лаборатория, всё делается на быструю руку, широкими мазками, и какие-то вещи проработать, углубиться времени не было.
Были ли вы знакомы с «Деяниями Азлазивона» раньше?
Когда-то давным-давно я читал уже эту историю, Андрей Горбатый мне присылал, но добрался я до неё опять только сейчас, и я прочитал ее уже второй раз перед эскизом, но как будто в первый. Можно сказать, что нет, я не был знаком с материалом до этого.
Как вы считаете, исправился ли на самом деле ваш герой, или же это был страх перед наказанием за грехи?
Я считаю, что да, мой герой за весь его путь прохождения, исправился, но другой вопрос, достаточно ли этого для того, чтобы замолить грехи и то, что он натворил перед этим? Наверное, нет, но он стремится к исправлению. Тот, кто начинал этот путь и тот, который его завершил, это разные герои. Между этими делами проходит восемь лет: с момента старта истории до финала, и за эти годы герои, конечно, поменялись с учетом того, что они кардинально изменили свою ежедневную деятельность и с учетом сложностей, которые им пришлось преодолевать. Не начуди они до этого момента, не стань они разбойниками, наверное, были бы крутыми монахами.
Сейчас какая-то эра Шукшина: в БалтДоме выходит адаптация киносценария «Калина красная», есть спектакли по его творчеству в Приюте комедианта, Комиссаржевской, Театре на Литейном, Черном театре (в воскресенье наконец увижу), Театре Эстрады, Молодежном театре, Театре на Васильевском, БДТ, Театре имени Акимова, Комедиантах. Милые и местами грустные истории о маленьких людях из отдалённых деревень, с их горестями, мечтами и радостями, все чаще попадают в поле интересов режиссёров.
На эскиз Михаила Гаврилова, не буду скрывать, я пошла, увидев актёрский состав: Алексей Ведерников, Мария Русских, Ксения Морозова, Анастасия Стебнева, Ричард Ардашин, Дмитрий Миков, Дмитрий Житков, Иван Григорьев, Андрей Гаврюшкин. И это действительно уже готовый спектакль о простых и при этом очень важных вещах. Муж купил жене сапожки за целых 65 рублей (половина мотороллера), чтобы она улыбнулась и порадовалась. Деревенский парень присматривает за странным выпивохой на пороге смерти. А ещё один чудак рассказывает фантастические истории про свои подвиги, хотя все соседи над ним смеются. Это очень смешные ситуации, но при этом щемящие и тёплые. Мы посмотрели уже готовый спектакль о любви к людям, дающий надежду, что всё ещё будет хорошо.
Внутренняя лаборатория, на которую допустили зрителей по регистрации, стала успешным опытом. Она многих заинтересовала: приятно было видеть актёров театра, которые пришли поддержать коллег. Кстати, если кто не попал на эскизы: скоро в соцсетях обещали выложить видео, я точно ещё пару посмотрю.
Текст и фото: Алла Игнатенко