29 ноября в ТЮЗе им.Брянцева состоялась премьера спектакля “Первая любовь”. Это первая постановка режиссёра Галины Зальцман в Театре Юных Зрителей, и она выбрала автобиографическую повесть Ивана Тургенева.
Сцена ТЮЗа превращена в заброшенную усадьбу, где на переднем плане всё поросло камышами и осокой, а прудик похож на большую лужу. Где-то за сценой квакают лягушки, а третий звонок даётся криком вороны. На сцену охотники спешно вытаскивают юношу с петлей на шее. Они связывают отчаявшегося мальчишку, чтобы он не сбежал, усаживаются в круг и рассказывают ему истории своей первой любви. Среди них есть и Владимир Петрович, а в юношестве просто Володя. О его первой любви дальше и пойдёт речь. Спасённый же будет твердить: “Я люблю её! Я буду любить её вечно!”. Это фраза станет лейтмотивом всей постановки.
Режиссёр Галина Зальцман и драматург Анна Гейжан на первый план в пьесе-инсценировке выводят не только тему первой любви в жизни человека, но и расширяют её до темы взросления. Если у Тургенева сюжет ограничивается не только историей Володи, автор также рассказывает о взаимоотношениях его родителей, то в спектакле это всё же история именно Володи, а остальные линии даны лишь необходимым пунктиром. От любви не избавлен ни один герой, в постановке идёт исследование чувства и его влияние на жизнь человека. Поздняя любовь отца Володи, безответная и жертвенная любовь его матери, жестокая любовь Зиночки, безумное одурманивание поклонников.
Главный герой обращается из настоящего к своим воспоминаниям, которые уже поросли патиной времени, как эта комната — травой. Эпизоды возникают как вспышки в мозгу — очень точное и правдивое жизненное наблюдение авторов спектакля. Ритм спектакля быстрый, стремительный, всё окрашено яркими эмоциями и красками. Нет чеховского томления, ведь первая любовь не томится, она кричит о себе, переворачивает всё внутри. Зрителя будто качают на эмоциональных качелях.
Пространство спектакля не перегружено деталями, но при этом атмосферно. Казалось бы, пучки травы, люстра с кроватью, все это мы уже видели много раз. Но Дмитрий Разумов собирается это всё в уютное, функциональное и псевдоисторическое пространство. Оно будто бы вышло из сна или памяти. Периодически в него врываются падающие с небес качели или дождь из ворон. Хочется отметить, что получилось действительно красиво и современно.
Актёры играют эмоционально и ярко. Это карусель чувств, видений, словно голова идёт кругом от любви. Здесь все отдаются чувствам в большей степени, чем словам. Зиночка, дочь Засекиной (Милана Владыкина) очаровательна в своей юности и детской жестокости. Она как принцесса околдовывает всех вокруг, но сама подпадёт под чары взрослого и деспотичного отца Володи (Денис Гильманов), хотя истинных причин спектакль нам не открывает. Зиночка иногда здесь напоминает героиню «Бесприданницы», всё так же весело и трагично, ещё один жестокий романс. Володя (Семён Толов) — очаровательный юноша с чувствами подростка. Его разрывает от разногласий в семье, он теряется от любви, но решителен в поступках. У него всё на максимуме, недаром в его комнате звучат не фортепианные пьесы, а современная музыка. И ему, конечно же, совсем не до учёбы и замечаний старших. Семён создаёт близкий и понятный зрителю образ шестнадцатилетнего юноши.
Мать Володи (Янина Бушина) — глубоко несчастная в семейной жизни женщина, которая срывается на сыне или идёт стрелять в ворон. Вороны — это хитрые и умные женщины, которые уводят её мужчин из семьи и разбивают ей сердце. Отец Володи актёром показывается без развития персонажа, именно как образ в голове его сына. Он властен, резок в разговорах и суждениях, но при этом жесток и к себе. Любовь к юной девушке никак его не меняет, это лишь приятное увлечение, за которое он платит в прямом смысле. Все заканчивается почти чеховской сценой, где Жак-Жак, слуга в доме Володи (Сергей Жукович), подобно Фирсу, сидит в раздумьях один в опустевшем доме. А затем с ночным горшком в руках покидает комнату, уходя в темноту, в забвение.
У Галины Зальцман получилось рассказать классическую историю современным языком, который будет понятен нынешним ровесникам Володи. В спектакле звучат вечные темы: первая яркая любовь с её трагизмом, непонимание и предательство родителей. Но при этом даётся и свет надежды на то, что это лишь течение жизни, шаг к взрослению. И в итоге вышел удачный современный ремикс повести Тургенева, насыщенный искренностью, чувствами и важными жизненными уроками.
Текст: Наталья Яковлева
Фото: Елена Лучшева