“То, чего в обычной жизни не случается”: как в Петербурге прошел финал конкурса вокалистов им. М.М. Корякина

В Петербурге завершился Международный конкурс им. М.М. Корякина молодых оперных исполнителей. Его финальным аккордом стал двухчасовой гала-концерт на сцене Капеллы.

Международный конкурс, названный в честь знаменитого баса XIX века Михаила Корякина, открылся в Петербурге 17 ноября. Первые два тура прошли в Доме журналиста и в Музее Театрального искусства. Финал состоялся в Капелле — одном из лучших акустических залов Петербурга.

По условиям конкурса, во всех трех турах исполняются произведения исключительно русских композиторов. Отечественная классика традиционно в разы сложнее западной: замысловатая фонетика, трудное и эмоционально затратное вокальное дыхание. Как правило, русскую музыку поют более зрелые голоса. Здесь же состязание среди молодых исполнителей, что многократно усложняет задачу.

На сцене участники из России, Монголии, Киргизии. В финале вокалисты поют две арии с оркестром. В таком «концертном» исполнении оперных сцен, вне контекста всей постановки, у слушателя есть возможность оторваться от визуальных средств выразительности и сконцентрироваться на главном — на музыке.

За пультом дирижер Мариинского театра Юрий Демидович. Оркестр исполняет Увертюру к опере «Руслан и Людмила», и вот уже слушатели погружены в двухчасовое путешествие по русской классике.

Открывать концерт выпал жребий Анне Кучерявый из Молдовы. Это всегда не просто: оркестр еще недостаточно «разогрет», публика не сосредоточена, да и градус волнения солиста в таком случае, как правило, зашкаливает. В итоге отдельные эпизоды в сцене “Старый муж” из оперы “Алеко” звучат не стройно. Следующая солистка Мария Баканина из Перми драматически звучит очень убедительно. Оркестр, уловив эмоциональную подачу, порой перекрывает голос чрезмерным форте.

Много в этот вечер звучит сильных мужских голосов. Александр Коряков из Санкт-Петербурга исполняет арию Сусанина “Чую правду” так, что по полу идет вибрация от мощно солирующего баса. Солист филиала Мариинского театра во Владикавказе Михаил Павлов в арии Демона из оперы Рубинштейна держится «демонически» уверенно, встает перед дирижером, даже слегка облокачивается на его металлический поручень. Выводит изумительное крещендо на длинных нотах и срывает овации публики. Петь, чуть выйдя вперед, было обязательным условием: жюри находилось в боковой ложе, и дирижер не должен был перекрывать солиста. Но, кажется, не все участники придерживались этого правила.

Еще одна вокалистка с Северного Кавказа Зарина Бакаева сильным и ярким сопрано берет трудные высокие ноты Рахманиновской Арии Франчески. Публика взрывается восторженным «браво». Потрясающая актерская работа с эмоциями видна у Марьяны Олейник из Петербурга. Сложная мелизматика в быстрых темпах на арии Оксаны из “Ночи перед Рождеством” спета практически идеально. На вопросительную вокальную реплику «Хороша ли?» напрашивается риторически-положительный ответ.

Всего в концерте приняли участие двенадцать солистов. Финал длился больше двух часов, а результаты конкурса стали известны ближе к ночи. В ожидании решения жюри своими впечатлениями от выступления поделился один из конкурсантов, баритон Михаил Павлов:

Сегодня я, наверное, волновался больше обычного. Перед выступлением мы тщательно готовимся, набрасываем себе бесконечное количество исполнительских задач – вокальных, драматических, художественных. Нужно быть в образе и настроении, чтобы через голос можно было передать все эмоции. И волнуешься просто за то, чтобы все это состоялось. По сути, так настоящих артистов и меряют: кто может глубже копнуть в материал, в нотный текст, в литературный первоисточник и в самого себя. Чем глубже – тем ты убедительней выглядишь для зрителя. Ведь он приходит за тем, чтобы получить от артиста эмоции и новый опыт, увидеть то, чего в обычной жизни не случается”.

По итогу места распределились следующим образом:

Гран-При — Багаева Зарина

I премия — Павлов Михаил и Алимов Дониёр

II премия — Гагиев Сослан и Олейник Марьяна

Лучший баритон конкурса, премия им. Леонида Яковлева — Павлов Михаил

Лучшее сопрано конкурса, премия им. Евгении Мравиной — Багаева Зарина

Текст: Татьяна Антонова
Фотограф: Иван Черных

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения