Коломяги-Хайфа: творческая встреча с Александром Позиным и Мариной Спивак

В затишье, без завываний сирен, культурная жизнь Хайфы ожила. Например, бесснежным тёмным вечером израильской зимы 11 декабря уютно светился маленький книжный магазин «Бабель», втиснутый в узкий восточный переулок живописного Нижнего города и ставший со своей интенсивной программой лекций и встреч своеобразным притягательным культурным маячком для скромной хайфской русскоязычной интеллигенции. В этот вечер в пространстве книжного магазина-клуба проходила встреча с известными петербуржскими скульпторами и художниками Мариной Спивак и Александром Позиным, резидентами знаменитой «Деревни художников».

Наверное, затаённая мечта любого художника или писателя – это не уезжать после лета в город, а остаться на опустевшей даче с осенью, с дождями, с лесными прогулками, с промозглым бытом, с собакой, с печкой… И с мастерской: с тишиной, с морем времени для творчества… Ну, и прекрасно, если неподалёку трудятся единомышленники. Современное Объединение «Деревня художников» в питерских пригородах Шувалово, Озерки, Коломяги оформилось в голодные и свободные 90-е, но создание своеобразной творческой коммуны восходит к началу 20-го века, когда петербуржская богема рвалась из закованного холодного города, и в пригородах, в спасаемых от разрушения старых деревянных домах, начали создаваться первые мастерские. Возникшая вокруг неформальная среда с её дачным обаянием, с её  манифестом творческой свободы притягивала художников, поэтов, литературных и театральных критиков, артистов, с ней связаны имена Блока, Шаляпина, Петрова-Водкина, Глазунова и многих других.

И вот, в хайфском «Бабеле» декабрьским вечером, в заполненном до отказа пространстве маленького книжного магазина-клуба публика погрузилась в атмосферу современной «Деревни художников»: рассматривала листы с офортами, слушала стихи, воспоминания, по рядам передавались, осторожно перелистывались самодельные авторские книги, некоторые из которых существуют в одном экземпляре, с замечательными иллюстрациями к Шолом Алейхему, к стихам Виктора Кривулина, к собственным прекрасным текстам… Художники рассказывали о своей жизни в деревне, о радостях и проблемах, о собаках и детях, о единомышленниках, о встречах, переросших в многолетнее сотрудничество, в дружбу, в новые проекты. Например, с Сержем Плантурё – французским библиофилом и книготорговцем, организатором выставок русских художников во Франции, с Михаилом Карасиком – известным петербуржским художником и писателем, исследователем русского и советского искусства 1910 – 1930 гг., одной из ключевых фигур в создании художественного направления, получившего название «Книга художника». Как редкие снежинки над Литейным кружились названия, имена из прошлой жизни — «Борей», «Музей Ахматовой», «Манеж», «Шувалово», «Озерки», Олег Григорьев…Кривулин…другие…

Под конец, к демонстрации книг присоединились помощники — маленькие внуки художников, бегавшие всё это время на улице за стеклянной дверью.  Полтора часа пролетели. Как ни странно, сумбурная домашняя, творческая, «деревенская» атмосфера встречи сочеталась с лесным обликом самой Хайфы, с её дачными дворами и балконами, музеями и выставками, горой и морем, чьи жители, среди которых немало и петербуржцев, по понятиям Израиля, считаются северянами.

Текст и фото: Марина Белкина

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения