FLUX: новый поток у подножья Парнаса

Открытие нового выставочного пространства FlUX состоялось 14 ноября. Расположение на границе городской среды с Шуваловским парком определило спектр интересов FlUX. Первым проектом в коллаборации с DiDi Gallery стала выставка «Земля», объединившая инсталляций двух петербургских художниц. Проекты «Транзитная зона» Алёны Ковалли и "Здесь не глубоко" Виктории Кравцовой были созданы в результате изучения Шуваловского парка специально для выставки. Мы посетили вернисаж и побеседовали с создателями нового пространства о его концепции, а также попросили художниц рассказать о том, что вдохновило их на создание проектов.

Выставочное пространство располагается в здании бывшей общественной бани, поэтому главным компонентом, который должен входить в название, является отсылка к данной тематике. Опорным стало слово “поток”, которое имеет прямую аналогию с водной темой и в то же время отсылает к метафорическому творческому потоку, отражая динамичную природу искусства. Для придания эстетичности и дополнительного контекста слово “поток” было переведено на латынь, французский и английский языки, в результате чего найдено универсальное слово “flux”.

Екатерина Азимина рассказала о том, что подтолкнуло её к созданию пространства Flux в столь необычном месте.

Екатерина Азимина: Первый раз я оказалась в развалившейся бане на Вологдина,1 давно, летом 2016 года, по приглашению своей подруги, художницы Елены Панкратовой. Они с партнером купили юридическое лицо, арендующее это здание у города, и хотели организовать там мастерские. Но, как водится, пути партнеров разошлись, финансовых возможностей не оказалось. И тут появилась я. Тогда было тепло, солнечно, я погуляла по парку и приняла эмоциональное решение войти в проект. А дальше все, что прилагается к эмоциональному решению. Отсутствие инфраструктуры, плачевное состояние всего, от фундамента до крыши, сложности взаимоотношений и выкупа у города, наличие маленького соарендатора, который должен был быть розовым и пушистым, но оказался непорядочным и зубастым, и так далее. В общем, до 2020 года разбирались с организационными вопросами. А с 2022 года мы с супругом обсудили и приняли решение финансирования этого проекта полностью. С тех пор и ведём его. Параллельно, конечно же, пытались понять, что же здесь будет. В моем сердце живёт вера, что смысл жизни человека в преумножении любви на земле. Всё остальное, что ты делаешь, о чем суетишься, всё должно быть посвящено или подчинено этой цели. В общем-то, наша задача здесь искать формы и способы реализации этого высокого предназначения. Поэтому нам показалось, что создание здесь, на стыке города и природы, истории и современности, суеты и такого величавого спокойствия парка, точки притяжения, встречи с прекрасным или возможности реализовать себя и просто отдохнуть, потусить всей семьёй, это неплохая история. Правы ли мы решит, наверное, время и гости, наши гости, которые придут или, возможно, не придут. Во многом похожая концепция, как мы посмотрели, у фермы Бенуа. И нам, конечно, тоже очень понравилась, но о копировании, наверное, здесь речи идти не может, поскольку и мы другие, и место другое, и аудитория целевая тоже иная. Поэтому мы здесь и создали креативное пространство «Грелка» - это и уютный ресторан, и открывшееся выставочное пространство Flux, и мастерские художника, то есть сама Елена Борисовна, слава богу, она по-прежнему с нами. Что такое Flux? Flux для меня - это место поиска, поиска и открытий. Это место молодых дизайнеров, молодых арт-менеджеров, молодых художников для молодых жителей города. В общем, мечты начинают приобретать черты конкретных дел. Я верю, что дорогу осилит идущий!

Александра Елизарова: Меня пригласили в этот проект в качестве арт-менеджера, чтобы создать культурное пространство, которое на тот момент ещё не имело чёткой концепции. Здание, где планировалось открыть это пространство, ранее использовалось как общественная баня и находилось в крайне запущенном состоянии. Старые фотографии, сохранившиеся в архиве, до сих пор напоминают о его прежнем состоянии. Всё изменилось, когда на объект пришла Екатерина Валерьевна: здание было полностью отреставрировано. На первом этаже открыли ресторан и мастерскую художницы, а вот с функционалом второго этажа долго не могли определиться. Именно тогда пригласили меня.

Среди предложений рассматривались коворкинг, галерея, лекторий. Однако я сразу увидела потенциал в создании выставочного пространства, посвящённого исследовательским проектам. Такой формат, на мой взгляд, идеально подходил для этого места, ведь здесь есть богатая почва для исследований. Например, Шуваловский парк — значимое историческое место с уникальной атмосферой и интересной историей, уходящей корнями в XIX век.

Ещё одним важным направлением стало развитие коллабораций с галереями и кураторами. Опыт работы с галереей DIDI оказался особенно плодотворным, и я благодарна им за участие в этом проекте.

Виктория Кравцова: "Тут не глубоко" — проект, который стал итогом моего обучения в академии Штиглица. В течение двух лет магистерского исследования я наблюдала за водой и собирала чужие наблюдения. Эта работа ещё одна попытка понять особенности взаимодействия человека с водой. Когда мы первый раз пришли в гости на эту выставочную площадку,  мы пошли гулять по парку. Было очень тепло, и возле озёр было много раскладных стульев и людей, которые там отдыхали и просто смотрели на воду. А с ними были дети, которые играли у края воды, кидая туда камни. Если бы я никуда не спешила, я бы к ним присоединилась.

Ведь запустить водный блинчик - простое развлечение для человека, который внезапно очутился наедине с водной гладью. Это желание совершить действие и посмотреть на оставленный след? Это медитативный жест? Или просто игра из детства?

Моя инсталляция состоит из 7 прозрачных стеклянных кругов, изображающих траекторию запущенного камня во время игры в водные "блинчики". Прозрачное стекло вместе с бликами создаёт иллюзию водной глади, заполнившей все вокруг. Инсталляция изображает периферию городской жизни, в которую проникают природные истоки: интерьер помещения превращается в тихий водоем и становится метафорой спокойного состояния ума и души человека.

Инсталляцию дополняют ракушки. Вряд ли такие водятся в парке, но они подчёркивают связь всех озёр и рек с "большой водой". Ракушки становятся маяками и ретрансляторами звука, который ещё сильнее погружает зрителя в глубину.

Для создания музыкальной части инсталляции я обратилась к музыкантам 96oi. Вячеслав и Алексей Егоровы написали музыку, основываясь на шуме воды, который можно услышать из ракушки, если её приложить к уху.

«Тут не глубоко» - это приглашение погрузиться в медитативное наблюдение состояния воды и самого себя. Наверное, именно для этого люди берут свои раскладные стулья, приходят в парк и садятся у воды, в которую их дети кидают камни.

Алёна Ковалли: В данном проекте именно локация выставочного пространства и вдохновила, и определила общую концепцию выставки. Flux расположен в крайне нестандартном месте, буквально на границе двух миров - уплотнительной застройки Парнаса и Шуваловского парка, который по сути - настоящий лес, с вековыми елями и дикими животными.

Поэтому само пространство, расположенное у входа в Шуваловский парк, я увидела как своеобразный портал между этими двумя мирами, где лес и город вплетаются в друг друга и создают такое переходное пространство, транзитную зону между урбанистическим и природным. Отсюда и родилось название проекта «Транзитная зона»:  этот мотив переходности и гибридности, как мне кажется, очень точно отражает время, в котором мы живем.

Получилось в некотором смысле site specific высказывание. Например, металлические скульптуры выполнены из металла, найденного в окрестностях Шуваловского парка. Они одновременно отсылают к стойкам в транзитной зоне аэропорта и к органическим формам, то ли камышам, то ли деревьям.

Текстильная инсталляция здесь выступает как полотно жизни, полотно мира в целом, а нити сплетения ткани и картографические изображения рельефа окрестностей выставочного пространства как раз говорят об этом взаимодействии леса и города.

Пространство Flux — это новая культурная инициатива, которая стремится стать "местом силы" для жителей северной части города. Объединив опыт в бизнесе, искусстве и гастрономии, команда проекта создает уникальное пространство, где красота, творчество и предпринимательский подход становятся частью общей философии. 

Кто стоит за проектом? 

Юлия Тяпичева — директор пространства Flux.

В прошлом ресторатор, специализировавшийся на кофейнях, она сотрудничала с известными проектами, включая Даблби и KGallery. Сейчас Юлия продолжает занимается развитием бизнес-проектов и выставочное пространство Flux стало ее первым проектом на стыке искусства и бизнеса.

Александра Елизарова — историк искусств и арт-менеджер. 

В Flux она отвечает за создание креативных концепций и специальных проектов. Александра уверена, что коллаборации между искусством и бизнесом открывают новые возможности для развития современного культурного контекста. За её плечами 6 лет в арт-индустрии: от работы в Музее Фаберже до участия в современных культурных инициативах.

Екатерина Азимина — основатель Flux, инвестор, доктор экономических наук и экс-топ-менеджер компании Балтика. 

Екатерина Валерьевна вдохновляет проект своим видением и верой в силу красоты: 

"Я верю, что любовь к красоте живет в каждом из нас. Наша задача — раскрыть её, создать пространство, которое станет источником вдохновения".

Подготовка интервью и фото: Александр Шек

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения