В театре «Суббота» 10 декабря вышла премьера режиссёра Татьяны Ворониной — спектакль «Реникса». Герои пьесы Чехова совершили гиперскачок в настоящее время, а авторы обозначили жанр «почти комедия по пьесе».
Все герои спектакля живут в пространстве, похожем на перрон вокзала (художник Елена Жукова), носят современную одежду, фотографируются на память, расписывают стены, пьют чай, читают газеты и, конечно же, объясняются в любви. Ремарки к жизни и призывы к действию звучат как объявления на вокзале. Перед сценой проложены маленькие, почти игрушечные железнодорожные пути, по которым мимо проезжает поезд, каждый раз везя разные грузы, в конце же он и вовсе повезёт вагон с устрицами. Возможно, там внутри находится маленький Чехов…
Ирина (Кристина Якунина) старательно заполняет календарь на кафельной плитке, считая дни до переезда в Москву. Солёный (Владислав Демьяненко) расписывает стены ироничными и высокохудожественным фразами. Чебутыкин (Владимир Шабельников) спит в углу, опустив ноги в тазик и закрыв голову газетой. Ольга (Марина Конюшко) в форме «белый верх — чёрный низ» выходит и, теребя в руке гвоздику, начинает свой монолог. Чувствуется атмосфера поминок по отцу. Следом Маша (Екатерина Рудакова) произносит свою речь «у Лукоморья дуб зелёный», попутно объясняя значение слов. Сетует, что они знают много лишнего, спасибо покойному папе за это. После из ящика в стене достают чашки и начинают пить чай по доброй чеховской традиции. Мимо странного чаепития проходит жена Вершинина (Софья Андреева), с длинной девичьей косой, сачком для ловли бабочек и рюкзаком. Она спрашивает, как пройти на станцию, будто случайный прохожий из «Вишневого сада». Режиссёр выводит на сцену персонажа, которого зрители знают только со слов в пьесе.
Ещё в спектакле появляется няня Андрея (Анастасия Резункова), ей отчасти даны реплики самого Андрея (Григорий Татаренко) и его полноразмерная кукла. А вот Протопопова режиссёр решила не вводить в спектакль, и он еле упоминается по ходу действия, и, пожалуй, вовсе утратил своё значение. Тузенбах (Иван Байкалов) выглядит как интеллигентный юноша с филологического факультета. Пару раз он себя рекомендует как барона, но это повисает в воздухе без смысла. В этом спектакле военных нет, хоть они себя и заявляют ими по чеховскому тексту. Никакого намёка на выправку или же военное прошлое не видно.
Герои этого спектакля имеют максимально приглушённую окраску, мазками обозначая образ. Ольга говорит с учительскими интонациями и жестами, Маша просто уставшая и немного скучающая домохозяйка. Ирина, пожалуй, чуть более интересна. Она выделяется отсутствием восторженности, но при этом живо чувствует. Увлечение её «идеей работать» поверхностно, что достаточно точно подмечено авторами спектакля. Вершинин (Григорий Сергеенко) появляется эффектно — сразу приходя на поминки с сувенирами из Москвы. Маше достаётся снежный шар с достопримечательностями, на который она будет смотреть грустными вечерами. Вершинин в объёмном свитере, с рюкзаком за спиной. И хочется заметить про него словами Тузенбаха из пьесы: «Я некрасив, какой я военный?». Максимум Александр Игнатьевич — это военный на пенсии. Он достаточно застенчив, нелеп — вот прямо по тексту Чехова, без каких-либо нюансов. Любовь у них с Машей юношеская, платоническая, романтика под звёздами.
Кулыгин (Максим Крупский) — оптимистичный учитель с юморком и манерами чиновника от образования. Он расхаживает с портфелем и всем доволен. Наташа (Анастасия Полянская) — не злодейка, а просто обыкновенная женщина. Остается непонятным, любит ли она вообще кого-то? Зато новая хозяйка завешивает весь вокзал постиранным бельём.
Действие идёт в соответствии с фабулой пьесы, но тональности и акценты звучат непривычно. Каждому герою дан буквально один момент истины, сцена, где он кричит о своей боли, а дальше снова погружается в размеренность жизни. И кричат они оттого, что их никто не слышит. Наиболее драматичны здесь Чебутыкин и Соленый. Философские разговоры кажутся просто унылыми, всё, что говорят Тузенбах, Вершинин и Чебутыкин, это пустая чепуха — реникса. Даже Солёный, задирая Тузенбаха на импровизированных танцах в гостях, не доводит конфликт до силы дуэли. Да и барон не очень драматично отправляется умирать, скорее идёт по инерции по путям.
Некоторые сцены повторяются несколько раз с разными вариантами проигрыша ситуации, интонациями, но это лишь поверхностные колебания, в корне ничего не меняется. Зритель может порадоваться удачным вставкам текста из других пьес Чехова, это работает на комизм ситуации. Много отсылок к биографии Чехова или же другим его произведениям. Но самая удачная и интересная находка — это, конечно же, ввод персонажа – жены Вершинина. Она как некий камертон всей этой пустой жизни чеховских героев, задаёт въедливые вопросы к прочитанному, как и к жизни, боится за своих тряпичных «девочек» и всё фиксирует в дневнике. Вся эта пустота и, казалось бы, скука жизни взрывается выстрелом Солёного. Вокзал со всеми героями отрывается и летит куда-то в небо с алмазами.
Конец спектакля буквально иллюстрирует слова из пьесы: «Пройдет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было…». Хочется верить, что со временем спектакль наберёт глубину, сейчас пока происходит расслоение чеховского текста и современного визуала, который никак не наполняет жизнью слова Чехова, за ними пустота и скука.
Текст: Наталья Яковлева
Фото: Алексей Иванов