14 декабря в Пространстве Внутри состоялась премьера «Любовь.Блок». Как несложно догадаться по названию, спектакль Аллы Дамскер повествует про любовный треугольник — Александра Блока, его жену Любовь Менделееву и Андрея Белого.
Александр Александрович Блок (Артур Козин) — холодноватый эстет, всегда благородный и сдержанный, рассуждающий о чем-то высоком. Андрей Белый (Александр Девятьяров) — эксцентричный хулиган, подкалывающий всех провокатор (почти что мелкий бес). А кажущаяся на их фоне слишком приземленной простушкой жена Блока Любовь Дмитриевна (Алена Бабенко) — кокетливая, женственная, желающая не только слышать разговоры о «прекрасной даме», но и получать реальное внимание и чувство.
Впрочем, спектакль, к счастью, — не пересказ биографий поэтов Серебряного века. Как и сказано в аннотации, — это «игра в Блока». Здесь никто не изображает реальных людей, не рассказывает буквально ту историю, а, «раскидав» между собой роли (Александр Девятьяров шутит, что такое распределение — «на сопротивление»), они пускаются по волне ассоциаций, где биографические факты, стихи, воспоминания и вольные театральные метафоры перетекают друг в друга. Где-то стихи становятся ехидным или ироничным комментарием к реальным событиям — более того, не только стихи Блока (горько-ироническая параллель «Балаганчика» с его собственной жизнью была заложена явно и им самим), но и современные. В спектакле, например, использованы тексты Петра Налича (он же и композитор постановки): его песня «Мандолина, укулеле, мы друзья на самом деле» (Алексанр Девятьяров исполняет эту вещь чуть ли не выразительнее оригинала!) звучит весьма ехидно в контексте истории, где люди запутались, что любовь, а что — обычная дружеская близость.
Только вот заявленной в начале игры становится все меньше и меньше — вернее, к ее правилам быстро привыкаешь, а дальше почти никакой динамики. И в очередной раз проблема в отсутствии внятной драматургической основы — здесь развитие истории обусловлено исключительно сюжетом: встреча с Любовью — знакомство с Белым — странные отношения внутри этого «треугольника» — вызов на дуэль — нежелательная беременность и т. д. Я пишу «и т. д.», потому что, к сожалению, абсолютно не поняла, по какому принципу именно эти события выхвачены из жизни двух поэтов — вроде бы эта «игра» затеяна не с целью рассказать их биографию, но и ничего другого цельного тоже не вырастает в этом высказывании. Если не считать некоторого количества удачных образов, как визуальных, так и музыкальных, которые, впрочем, не складываются в единую законченную картину.
Текст: Нина Цукерман
Фото: Мария Частухина