Человечность спит

30 ноября Театр Наций (Новое Пространство) показал спектакль «Толстая тетрадь смерти». Режиссер Татьяна Тарасова обратилась к одноименному роману венгерско-швейцарской писательницы Аготы Кристоф, повествующего о жизни двух братьев-близнецов во время Второй мировой войны.

События спектакля происходят где-то в Центральной Европе – конкретные названия мест не звучат. Двое братьев (Сергей Кирпиченок и Владислав Медведев) ведут дневник – толстую тетрадь, записывая в ней все, что с ними происходит. Несколько отстраненным, безучастно фиксирующим языком они ведут хронику всех ужасов войны. Спектакль делится на эпизоды – переезд из города в деревню к бабке (Элизабет Дамскер), которую они никогда не видели и которую все в округе называют ведьмой, расставание с мамой, скудное питание, грязь, обилие работы, грубость от бабки, встреча с насилием и смертью. Окружающая действительность отвратительна и пугающа, и чтобы выжить среди ужаса войны, близнецы составляют свой собственный свод правил. Тренировка тела, ума, сердца – их система всесторонняя и затрагивает все аспекты жизни. Чтобы стать сильными и бесстрашными, ребята придумывают упражнения, которые становятся все более и более жестокими.

С первой же сцены ощущается, что братья изначально безо всякой системы выживания готовы ко всему. Спокойствие и даже какое-то равнодушие в голосах, в выражениях лиц. Идеальные маленькие солдаты, созданные жить в эпоху потрясений. Полусумасшедшая соседка по прозвищу Заячья Губа (Анастасия Веселкина) задирает при них юбку, приглашая поиграть, – никаких эмоций в ответ – ни удивления, ни насмешки, ни ответных действий. По улицам ходят солдаты – им все нипочем. Ужас быть пойманными за любой проступок и быть убитыми не дотрагивается до их душ. Они безразличными рыбьими глазами смотрят на сапожника (Григорий Артеменко), трясущегося в страхе в ожидании того момента, когда в его мастерскую придут военные и заберут его с собой.

Какие-то подобия чувств у близнецов прорываются в тех немногих случаях, когда они сталкиваются не со страхом и ненавистью, а с добротой и с любовью. Тогда понимаешь, что все их реакции – это защитный механизм, внутри которого есть живое, теплое, детское. Приехавшая мама (Серафима Гощанская) с новорожденной сестричкой на руках и их ужасная гибель на глазах у братьев, смерть бабки и соседской девчонки – в эти моменты в их глазах вспыхивает искорка сострадания, голос становится менее уравновешенным, а движения – более сбивчивыми.

Наблюдать за взаимодействием близнецов бесконечно интересно. Они – единое целое. Их движения симметричны. Им не нужно слов для того, чтобы понять друг друга. Не всегда нужен даже взгляд, они кожей чувствуют, что делает сейчас другой. Находясь в обществе друг друга, они молчат – ведь зачем говорить с самим собой? Если им приходиться общаться с кем-то, то один говорит фразу, другой ее продолжает. Они производят впечатление какого-то не очень приятного существа, насекомого. Двигаются тихо, быстро, молчат. Этот эффект достигается также лаконичной сценографией (художник-сценограф Ольга Галицкая): обшарпанный стол, превращающийся то в кровать, то в дверь, одинокий деревянный стул и на задней стене вспыхивающий экран (художник по видео Ростислав Дзизенко), на котором можно прочитать названия эпизодов и по которому пробегает нарисованный таракан…

Спектакль собран из фрагментов работы и быта братьев, соединенных одной идеей – выжить. И им это удается. Принеся в жертву собственного отца, они с привычной расчетливостью проходят последнее испытание, включенное в их систему выживания. Последнее упражнение направлено на полное одиночество. Один из близнецов в буквальном смысле перешагивает через труп отца (Давид Сократян), переходит границу и уходит в другую страну. «Границу можно перейти, если пустить кого-то впереди себя». А второй возвращается в пустой бабушкин дом. Теперь им некого терять, они ничего не боятся, они непобедимы… Непобедимы, потому что они уже не люди, в них не осталось ничего человеческого. Насекомые, которые могут выжить при любых катаклизмах, войнах, эпидемиях.

«Толстая тетрадь» в Театре Наций – это рассказанная будничным языком жуткая история о расчеловечивании, утрате сострадания, убийстве гуманизма. О том, что одни люди делают с другими и на что некоторые готовы пойти, чтобы боль и холод окружающего мира не коснулась их сердца.

Текст: Дарина Львова

Фото театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения