Один из самых молодых театров Петербурга «Драм.площадка» в октябре открыл сезон премьерой по Владимиру Набокову. «Камеру обскура» поставил педагог РГИСИ и худрук Сергей Бызгу.
Магда (Анастасия Филиппова), девушка с темным прошлым и несчастным бедным детством, уводит из семьи Бруно Кречмара (Станислав Шапкин) и подчиняет его волю своим капризам. Богатый искусствовед, которому наскучила ангельская нежность жены Аннелизы (Варвара Терехова) и однообразие жизни, легко поддается уловкам молодой любовницы. Тираническая власть Магды окутывает его и заставляет верить в её непорочность, даже когда измены очевидны, а курок уже взведен. После очередного скандала герои попадают в автокатострофу, Бруно теряет зрение и оказывается заложником расчетливой девушки.
С самого начала нам известен итог — на сцене труп Бруно. И, чтобы рассказать историю «во всех подробностях», ведущий (Александр Дробитько) в белом халате вручную «запускает действие». Он подключает тело к электрогенератору, и человек вскакивает, как заведенный оловянный солдатик. Каждого героя зрителю представляют номерами-клипами. Они флешбэками всплывают в точках критического напряжения и рассказывают о прошлом того, с кем мы уже познакомились в рамках сюжета. Еще немного, и эти номера бы претендовали на сравнение с куплетами брехтовской «Мамаши Кураж».
Спектакль соткан из движений и музыки, которые играют на замысел куда больше слов. Постановка отталкивается именно от набоковских идей, но при этом не скатывается к иллюстрации романа. Режиссер приходит к зрителю с осмыслением нечеловеческой боли — для меня этого оказалось достаточно, чтобы назвать спектакль удавшимся. Формирование аудиовизуальных образов героев добавляет новые уровни смыслов — это особенно заметно на противопоставлении жены и любовницы. Нежные, плавные движения Бруно с Аннелизой и резкие, страстные с Магдой. Убаюкивающая партия фортепиано — Аннелиза, головокружительный джаз — Магда.
В финале вокруг ослепшего Бруно кружат Магда и ее любовник, который тайно живет с ними. Их танец выглядит ломанным, а сами они становятся похожи на пауков, которые окутывают героя паутиной лжи и сковывают, лишая какой-либо самостоятельности. Сергей Бызгу проходит по грани мюзикла, кабаре и современного балета. Выходя из зала, зритель и себя чувствует измученным, физически изломанным — так тяжело действует объединение на сцене трех-четырех планов, которые при этом заряжены противоположными эмоциями. И история очередного мужчины, ушедшего к любовнице, оборачивается трагедией, а не простой ошибкой.
Текст: Надежда Чекалдина
Фото театра