Открытие масштабного проекта «В тени Арарата», объединившего произведения шести современных художников из Турции и Армении, состоялось в музее Эрарта 21 ноября. Художники Месут Каракыш и Хакан Гюрбюзер, а также координатор стамбульской галереи Galeri 77 Арман Атасевен, провели экскурсию по выставке, отвечая на вопросы директора по внешним связям музея Эрарта Екатерины Атоян-Милюковой и гостей вернисажа.
Арман Атасевен был немногословен. Он рассказал, что организаторы стремились показать на выставке совершенно разные миры и передал слово художникам. Хакан Гюрбюзер рассказал, что он впервые участвует в международной выставке, поэтому она имеет для него особое значение, и он счастлив оказаться здесь. Месут Каракыш сказал, что очень рад тому, что выставка проходит в самом большом музее современного искусства в России и поблагодарил всех, кто способствовал этому.
Абстракционист Месут Каракыш раскрыл гостям вернисажа особенности своего творческого метода: он продумывает композицию заранее, затем наносит слой краски, дает ему высохнуть и наносит новый. Обычно доходит до 70-80 слоев! Когда все слои нанесены, художник берет воду и наждак и начинает отшлифовывать лишнее. Месут Каракыш не дает названий своим картинам, поскольку не хочет влиять на чистоту восприятия зрителя.
Месут Каракыш родился в 1976 году в провинции Сакарья, примерно в 150 км восточнее Стамбула. Окончив факультет изобразительных искусств Университета Мармара (кафедра живописи, мастерская Хюсаметтина Кочана), с 2000 по 2015-й проходил обучение под руководством профессора Тайфуна Эрдогмуша, после чего начал весьма успешную самостоятельную карьеру. Уже первые персональные выставки автора — «Взгляд в пустоту» 2019 года и «Серийная красота» 2020-го — были тепло приняты зрителями и критикой. В настоящее время художник живет и работает в Стамбуле.
Месут Каракыш получил классическое художественное образование — тем интереснее причины, побудившие его в поисках основного творческого метода остановиться на абстракции. Отчасти этот выбор был обусловлен стремлением достичь максимальной свободы цвета и формы. Форма и цвет играют ключевую роль в творчестве Месута Каракыша. Рассматривая живопись прежде всего как действие, художник непрерывно движется от созидания к деконструкции и обратно. Работая в достаточно распространенной технике «холст, акрил», он использует собственный прием наслаивания красок, частично растворяя предыдущий красочный слой водой, счищая его в отдельных местах наждачной бумагой и вновь нанося свежий слой акрила поверх него, что позволяет добиться разной степени глубины и насыщенности цвета.
Неокубист Хакан Гюрбюзер пояснил, что его картины отражают его пессимистичное восприятие реальности, которая, несмотря на яркие цвета, травматична и порождает массу переживаний. Если на его картине много персонажей, в центре всегда будет герой, обращающий взгляд на зрителя — это автопортрет художника, вступающего со зрителем в прямой диалог.
Турецкий художник Хакан Гюрбюзер родился в 1990 году. С 2010 по 2014-й учился на факультете художественного образования Университета Памуккале. Начав профессиональную карьеру в сфере тату-искусства, в 2017 году Гюрбюзер открыл собственную художественную студию в городе Денизли, где работает по сей день. Участвовал в нескольких крупных выставках международного уровня, в том числе под эгидой педагогического факультета Университета Памуккале (2014 г.) и в Культурном центре Меркез Эфенди (2022 г.).
Работы Хакана Гюрбюзера, в которых на плоскости виртуозно совмещается сразу несколько точек зрения на объект, можно отнести к неокубизму. Это смешение нескольких перспектив, это столкновение разных миров и персонажей реализовано столь безупречно, что зачастую зритель не сразу обращает внимание на композиционный центр произведения.
Карен Аракелян (или, как художник предпочитает называть себя сам, Аракел) родился в 1960 году в Тбилиси, но уже в возрасте полутора лет переехал с семьей в Ереван, где и живет по сей день. Довольно рано, еще в возрасте четырех лет, начал рисовать, увлекшись цветом и формой. По окончании школы Карен поступил на факультет керамики Ереванского театрально-художественного Классическое художественное образование повлияло на выбор основной техники работы: это редкая в наши дни, но любимая художниками Возрождения живопись темперой по дереву. В числе важных групповых выставок, в которых принимал участие автор, — «3-й этаж» в Союзе художников Армении (1987 г.) и выставка, состоявшаяся в 1991-м в Музее Ерванда Кочара. В 2015 году в Музее Арутюна Галенца (Ереван) прошла ретроспективная выставка, представившая произведения, созданные Кареном Аракелом за 30 лет творческой деятельности, — живопись, графику, ассамбляжи и объекты. Практически все работы мастера находятся в частных коллекциях по всему миру — в США, Нидерландах, Испании, Турции и других странах.
Творчество Карена Аракела следует рассматривать в общем контексте истории искусств. Особого внимания заслуживает излюбленная автором техника — темперная живопись по дереву, достигшая своего расцвета в эпоху Раннего Возрождения и преимущественно использовавшаяся художниками для создания некрупных произведений на религиозные темы (более масштабные работы, выполнявшиеся по заказу состоятельных купцов и аристократов, представляли собой фрески). Приверженность Аракела темперной живописи становится понятна по мере ознакомления с кругом наиболее частых для него тем.
Вав Акопян родился в Ереване в 1987 году. Скульптурой он увлекся еще в юности: с 2000 по 2002-й постигал основы ремесла на профильных курсах под руководством ведущих армянских скульпторов. В 2002 году поступил в Ереванский государственный художественный колледж имени Фаноса Терлемезяна. С 2009-го продолжил обучение в Государственной академии художеств Армении, где выбрал в качестве специальности живопись, и в 2013-м получил диплом с отличием. Сегодня Вав Акопян продолжает поиски своего стиля, сотрудничает с рядом коммерческих галерей и других художественных институций.
Творчество Вава Акопяна — это попытка визуализации того, как мы запоминаем и воспроизводим в памяти последовательность различных действий. В большинстве его работ монохромный фон служит своеобразной декорацией, перед которой разыгрывается весьма насыщенное действо, в ходе которого из массы разрозненных элементов возникает некий персонаж, объект или мизансцена.
Один из наиболее ярких современных армянских художников Армен Геворкян родился в 1958 году. В 1980-м он окончил факультет художественного образования Ереванского государственного педагогического института имени Хачатура Абовяна. По окончании обучения регулярно участвовал в групповых и персональных выставках в Армении и за рубежом. Член Союза художников Армении с 1992 года. Работы автора находятся в ряде престижных собраний по всему миру — в частности, в коллекциях Ереванского музея современного искусства (Армения) и галерей Vinizki Gallery (Мюнхен, ФРГ), Europe Gallery (Пало-Альто, Калифорния, США) и Bel-Air Fine Art Gallery (Женева, Швейцария), а также в частных собраниях в США, ФРГ, Франции, Швейцарии, Ливане и Турции.
В своем творчестве Армен Геворкян уделяет особое внимание работе над образами героев. Его персонажи всегда наделены характерными стилизованными чертами, а потому безошибочно узнаваемы: у них гладкие овальные лица, удлиненные туловища и нарочито выверенные позы. Обычно они участвуют в массовых сценах, располагаясь друг против друга в разных частях тщательно продуманной композиции: несмотря на внешнее сходство, герои все время враждуют. На некоторых из них надеты высокие острые колпаки, однако является ли это признаком власти или привилегированного положения, сказать трудно.
Тарон Мурадян родился в Ереване в 1961 году. В 1978–1982 гг. учился в Ереванском художественном училище имени Фаноса Терлемезяна, а в 1990-м с отличием окончил Государственную академию художеств Армении. Член Союза художников Армении с 2001 года. Большой популярностью пользуются художественные альбомы автора: после значительного коммерческого успеха книги «Искусство Тарона Мурадяна», вышедшей в 2007 году в Нидерландах, в марте 2018-го увидело свет издание «Явная тайная игра» (под этим названием прошла и первая персональная выставка Мурадяна в Турции), посвященное творчеству художника с 2002 по 2017 год. Выставки работ Тарона Мурадяна проходили в Армении и других странах мира, включая Францию, ФРГ, Нидерланды, Швейцарию и США.
Один из наиболее известных современных армянских художников Тарон Мурадян черпает вдохновение в родной культуре. Армения исторически находилась на перекрестке западной и восточной цивилизаций, а потому многие из его работ посвящены диалогу Востока и Запада на армянской земле. Содержат они и визуальные отсылки к периоду заката Османской империи. Чтобы полнее отразить в творчестве богатое наследие своей родины, Тарон посвятил много времени тщательному изучению истории армянского государства и его связей с цивилизациями Средиземноморья. На его полотнах присутствуют и сказочные мотивы, и исторические деятели, и мифические существа.
Текст и фото: Александр Шек