В Он-центре, как оказалось, уже давно обитает спектакль-жемчужина Ольги Ивановой по пьесе Шварца, очередной показ состоялся 17 ноября. «Дракон» родился из китайской притчи о власти, но в советской реальности ему больше подходил жанр сказки.
Итак, в некотором царстве-некотором государстве жил злой дракон. И держал он в страхе весь город: отнимал скот, повышал налоги и раз в год забирал одну красавицу… Точно такой же сказочный темп имеет и сам спектакль, движение в нем медленное и тягучее.
Через весь спектакль проходит красная нить, она — власть. Ею опутаны жители, привязаны к Дракону (Ольга Скворцова), как к кукловоду. Нить есть и в костюмах: для Эльзы (Таисия Дубовик) это кольцо, для ее отца — петля на шее, а для Дракона I — целый клубок. И эту нить рвет Ланцелот (Алексей Власов), когда побеждает чудовище. Смена власти происходит по средневековой формуле: дракон умер, да здравствует дракон! Из перемен — только портрет на фоне и новая должность. Еще более трагично звучат надежды героя о дивном новом мире, где люди одумаются и не допустят возвращения старых порядков. «Я освободил вас — а вы что сделали?». Но, когда уходит одна сила, власть не передается всем, она подхватывается тем, кто успевает это сделать. И с укором Ланцелот обращается не к кому-то одному, а ко всем. Всем, кто допустит и его гибель. В конце Герой падает — народ безмолвствует.
Судя по фотографиям из группы ВК театра, раньше Дракон II был отсылкой к Сталину. Как историку она мне кажется даже более тонкой. Финал спектакля не так оптимистичен, как у Шварца. Автор предлагал своим читателям счастливый конец, но постановка Он-центра отступает от закона о хэппиэнде в сказках…
Текст: Надежда Чекалдина
Фото театра
Люблю этот спектакль…