Могло ли быть иначе?…

11 ноября в КЗ «Колизей Арена» состоялась петербургская премьера мюзикла-драмы «Последний Романов». Автор либретто, композитор и режиссер-постановщик Александр Рагулин решил обратиться к кровавым и во многом противоречивым страницам русской истории в попытке осмыслить трагические события последних дней жизни императора Николая II и его семьи.

Новая работа в чем-то идеологически продолжает рок-оперу «КарамазоВЫ» – Рагулин там тоже обращается к отечественной истории и ведет разговор о судьбах России и русских людей, о вере и неверии. Был ли закономерен расстрел царской семьи? Кто вынес смертельный приговор? Заслуживал ли царь и его семья такой участи? Мюзикл «Последний Романов» дает вполне однозначную оценку произошедшего, в нем ясно видны предпочтения и симпатии автора. Виновником злодеяния назван Ленин – и расплачивается он за это до сих пор. С этой точки и начинает разворачиваться сюжет – мрачная сцена в мавзолее, и повисший в воздухе вопрос, почему Ленина не предадут земле… Вождь мирового пролетариата в исполнении Александра Маракулина представлен грубовато, даже в чем-то карикатурно – в противовес царской семье. Он неприятен своими резкими словами, грубостью и неприятностью в манерах, и со своей «Наденькой», Надеждой Крупской (Ирина Уханова), составляют комичный и жуткий дуэт – весело, мимолетом и походя он выносит, а она записывает с его слов, приговор императору и его близким.

Образ последнего русского царя блистательно воплотил Игорь Балалаев – помимо сразу бросающегося в глаза удивительного внешнего сходства с Николаем II хочется отметить его актерскую игру. Любовь и страх за жену и детей, спокойствие и благородство в общении со всеми, долготерпение и всепрощение – одними глазами, единым поворотом головы он показывает весь рисунок роли. А каким заботливым и трогательным предстает он в сценах с Александрой Федоровной в исполнении многолетней партнерши Балалаева по другим мюзиклам Валерии Ланской. Очень органичный дуэт, навевающий воспоминания о других их героях, – Эдмоне и Мерседес, Орлове и Елизавете…

Взаимоотношения царской семьи и скандального «старца» Григория Распутина показаны неоднозначно. Распутиных в постановке два – «святой» (Дмитрий Рагулин) и «Гришка-распутник» (Дмитрий Янковский), и трактовать этот режиссерских ход можно двояко. То ли это одна из сторон натуры одной и той же личности, то ли это намек на то, что действительно существовало два разных человека – того, кто мог «заговорить» и остановить кровь наследнику престола, и специально нанятого двойника, устраивавшего безобразные пьяные выходки и порочащего образ настоящего Распутина.

У любимца публики Ивана Ожогина в мюзикле две диаметрально противоположные по своему характеру роли – князя Феликса Юсупова и революционера Якова Юровского. Образ экзальтированного князя, выступающего в кабаре в женском платье и парике, и которого подстрекали на убийство Распутина, получился одновременно легким и содержательным. А роль палача царской семьи вышла глубокой и сложной – его Юровский по сравнению с остальными революционерами выглядел более мягким, вежливым и предупредительным. Тем страшнее его перевоплощение в жестокого зверя, кричавшего «Будете расстреляны!». И ты в ужасе от финала – как так, ведь царь такой хороший и благородный, помогал бедным, многое сделал для благополучия страны, а его дочери во время Первой мировой войны ухаживали за раненными в госпиталях, он сам отрекся от престола… А революционеры такие грубые, резкие, вероломные, жестокие, циничные… Есть положительные герои, есть отрицательные – и это наглядно показано. Такой уход от диалектичности в постановке способствует однозначности понимания и автоматичности восприятия. Но это авторский взгляд на исторические события, который был выражен более чем талантливо.

Запоминающиеся и в плане музыки, и в плане текста арии – одно из самых важных моментов в любой музыкальной работе, мастерски выбранные артисты, визуальные эффекты – работа художника по свету выстроена превосходно, минималистичные декорации, не отвлекающие от игры артистов, – все это одновременно работает на глубину и зрелищность спектакля и дает возможность смело утверждать, что в России вышел свой непереводной сильный мюзикл. Будем надеяться, что его ждет долгая интересная судьба!

Текст: Дарина Львова

Фото Нины Антоновой

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения