«Желание и готовность режиссёров и худруков делиться накопленным опытом говорит об их стремлении развивать театральное искусство, вдохновлять новое поколение творцов, быть в диалоге со зрителем и участвовать в формировании идеологической идентичности человека», — Лариса Вильясте, директор Московского Губернского театра, директор Большого детского фестиваля и Фестиваля «Фабрика Станиславского».
На протяжении четырех месяцев Московский Губернский театр совместно с Академией творческих индустрий «Меганом» (проектом «Таврида.АРТ») проводили программу «Академия Сергея Безрукова «Художественные руководители театров Будущего». Художественные руководители и режиссёры региональных и столичных театров совместно работали над стратегиями и перспективами развития современных театров. Лариса Вильясте выступила в качестве эксперта и сокуратора программы. О современном театре, перспективах «театров Будущего» и результатах «Академии» Лариса Лембитовна рассказала в нашем интервью.
Какие функции у директора театра? Какую роль играет художественный руководитель театра в рабочих процессах?
Директор и художественный руководитель, конечно, занимаются разными вопросами в театре. И, если это устойчивый тандем, как в нашем Губернском театре, то все работы разделены и оба знают, чем занимается другой. На директоре вся организационная и хозяйственная сторона работы: продажа билетов, выполнение государственного задания, организация гастрольных выездов, содержание здания, закупки, обеспечение сроков выполнения работ по всем направлениям, вопросы по изготовлению и закупкам оборудования, декораций, костюмов и так далее. Художественный руководитель осуществляет общее стратегическое руководство театром, где основное и самое важное — работа с репертуаром, подбор режиссёров для постановок, работа с труппой, отсмотр текущего репертуара, поддержка внешних связей, общение с прессой и театральным сообществом — все творческие вопросы деятельности. И, конечно, наш худрук всегда знает и интересуется всем, что происходит в театре: от закупок до болезни или трудностей у любого сотрудника — все вопросы мы обсуждаем вместе в рабочем режиме 24/7.
Специфика работы в театре предполагает обмен мнениями и опытом. Где сегодня худруки и директора театров могут втретиться для продуктивного взаимообмена?
Практически всё театральное сообщество общается между собой — на форумах, фестивалях, специально организованных пленарных заседаниях в столице и регионах. В Москве, например, есть традиционные встречи «Директорской ложи», на которую Марк Борисович Варшавер приглашает не только директоров московских театров, но и художественных руководителей — для обсуждения важных оперативных вопросов. Прекрасный фестиваль для встреч и обмена опытом — Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров под руководством К. И. Крока: раз в полтора года огромное количество театральных деятелей съезжается на этот форум и делится своим опытом, ВФТМ проводится и в регионах. Питерский культурный форум, который переформатировался и стал Форумом объединенных культур, — великолепная площадка для общения.
Отличается управление театром сегодня от управления театром 70 лет назад, когда формировались такие театры, как «Современник», Театр на Таганке и т. д?
Об этом трудно судить, я 70 лет назад не жила (смеётся), но, судя по биографиям и воспоминаниям руководителей театров тех времён, конечно, отличается. Время не стоит на месте, люди меняются, теперь не всегда и не везде труппу и коллектив можно «зажечь» идеей пойти за собой, как было с «Современником», например. Когда несколько актёров собрались, выработали свою концепцию, разделили обязанности и, главное, работали на добровольных началах. Сейчас по такому принципу идут многие частные независимые театры, их много, большинство из них имеет свою чёткую концепцию, стиль, имеет вес в театральном сообществе и при этом не зависит от государства. Стили управления в каждом театре индивидуальны, всё всегда зависит от конкретного человека.
С какими сложностями сталкивается театр?
В настоящий момент есть тенденция утраты традиции семейного похода в театр. Причин много: от отсутствия желания и привычки посещать семьёй любые учреждения культуры — театры, выставки, музеи — до финансовых: иногда посетить всей семьёй какой-то спектакль или концерт довольно дорого. Именно поэтому у многих театров появляются семейные абонементы и системы скидок для посещения семьями, а государство озаботилось и внедрило для молодёжи «Пушкинскую карту», снизив финансовую нагрузку на семью при покупке билетов. Конечно, есть достойные конкуренты у театров — иммерсивные выставки, кинотеатры с достойным контентом, современные музеи и модульные библиотеки. Но это всё добрые друзья и сотоварищи театров, поэтому, если зрители в принципе интересуются любыми культурными событиями, это прекрасно. Рано или поздно они придут в театры.
Изменилась ли проблематика спектаклей? Что сейчас интересует публику?
Публику всегда интересовала, интересует и будет интересовать жизнь человека, его переживания, каждый идёт в театр за своим клубком эмоций: кто-то идёт за историей великой любви, чтобы переложить её на себя, кто-то хочет увидеть отношения отцов и детей, кому-то нужно поплакать над чужой разбитой судьбой. Интересы очень разные. Конечно, есть модные или временные тенденции: то, что раньше называлось подростковыми капризами и стычками, теперь носит название «буллинг», и подростки идут в театр увидеть, как их ровесники справляются с такими проблемами. Тема любви и смерти — вечна, тема любви к родителям — вечна, и новые авторы пишут пьесы или книги, и режиссёры ставят постановки об этом.
Что влияет на формирование репертуара театра?
Огромное количество факторов. От города, в котором находится театр, его расположения, до наличия концепции развития конкретного театра, его стратегии развития, репертуарной политики, финансовых возможностей и — что тоже важно — наличия собственной публики. Всего не перечислить. Возьмём драматический театр в региональном городе с 300 000 жителей и драматический театр, например, в Санкт-Петербурге — в репертуаре этих театров будет и много общего, и много различий.
Откуда возникла идея создания программы для руководителей «театров Будущего»?
На данную программу художественного руководителя МГТ С. В. Безрукова меня как сокуратора программы и команду нашего театра пригласил бывший генеральный директор «Таврида.АРТ» Сергей Васильевич Першин (ныне заместитель министра культуры РФ). Мы подумали, поняли, что нам это очень интересно, и включились в разработку. Главным интересом и вызовом, конечно, было то, что подобный проект проводится впервые и можно собрать программу в соответствии с современными мыслями, вложив государственные смыслы, передать знания тех дисциплин, с которыми не сталкивались в процессе обучения в вузах режиссёры. Проделана колоссальная работа по составлению программы, поиску практикующих профессиональных спикеров, отобраны очень интересные слушатели — действующие режиссёры и молодые художественные руководители — всего 40 человек из 24 регионов страны. Программа составлялась по таким направлениям: формирование репертуарного плана, основы бухучета, работа с публикой, пиар-продвижение, психология отношений в коллективе и многим-многим другим. Нашей команде было очень интересно, и мы увидели, что молодые режиссёры и будущие художественные руководители объединены одной целью — развивать его величество Театр. Впервые с 1987 года удалось собрать вместе действующих режиссёров страны, соединить их творческие наработки и создать объединённые стратегии развития в театральной индустрии.
Был проведён для современных режиссёров и художественных руководителей уникальный блок обучения на основе авторских методик и собственных новых разработок стратегического проектирования в области культуры. Собраны материалы, проведён анализ более 400 отечественных спектаклей, разработаны карты решений проблем 40 театров-участников, созданы обобщающие четыре основные стратегии развития «театров Будущего» до 2030 года. Программа «Академия Сергея Безрукова «Художественные руководители театров Будущего»» была выстроена с учётом государственной политики, существующих трендов в сфере высшего образования и повышения квалификации. В процессе обучения в среде слушателей родилось несколько новых проектов. Это, собственно, уже является самым ярким результатом совместной работы на проекте различных творческих самодостаточных специалистов.
Для чего театрам нужна стратегия?
Любая организация погибнет, если у неё нет внятной миссии и стратегии развития. Планирование согласно стратегии движения к определённой цели происходит внятно, становится понятным — и самому театру, и зрителям, — куда движется театр, что от него ждать, как он станет развиваться, какие ценности у коллектива, что он хочет сказать зрителю, обществу в данный момент. Стратегия в том числе определяет художественные ценности.
Как театры подстраиваются под современные реалии?
Театр — дело живое, каждый коллектив видит, что происходит вокруг, следует новым веяниям и тенденциям, чтобы привлечь и иногда даже удивить зрителей разного возраста нововведениями и технологическими новинками. Появились либо возрождаются в новом виде некоторые забытые форматы, например, психотерапевтический театр, домашний театр. Уличный театр так вообще обрёл новую яркую жизнь, появились прекрасные фестивали и шествия уличных театров — это всегда праздник для любого города и его жителей. Появились интересные форматы иммерсивного театра, постановки с использованием VR-технологий. Возрождаются новые форматы оперы, особенно оперы для подростков и молодёжи: режиссёры сочиняют новые форматы, чтобы привлечь, научить слушать оперу, заразить в хорошем смысле этим вирусом — любовью к высокому искусству. Театры кукол перестают быть просто театрами для малышей — это театры для всей семьи, где зрители любого возраста найдут для себя интересную постановку. Режиссёры в театрах кукол ставят много спектаклей для взрослых и зачастую вечером можно увидеть «седовласых детей», которые идут в такой театр. И это прекрасно!
Текст и фото: пресс-служба арт-кластера «Таврида»