Актеру Театра Дождей Вячеславу Викторову 50 лет! В это сложно поверить, глядя на молодого, подвижного, безумно пластичного и энергичного человека на сцене. Юбилей у актера еще и творческий: 20 лет он служит в одном театре. Вячеслав занят в большей части репертуара и играет около 30 ролей. Каждая из них – запоминающийся, характерный образ: сатирический, как Калабушкин в спектакле «Самоубийца», драматический, как Шошиа в «Белых флагах», или даже бессловесный, как мим в спектакле «Отражения на мокром асфальте». Любимый зрителями и коллегами, Вячеслав верен профессии и Театру Дождей.
Как начался Ваш актерский путь?
Когда был маленький, в деревне всех родственников сажал на скамейку, надевал платьице, повязывал платочек и разыгрывал Авдотью Никитичну с Маврикеевной. Любил так делать, но это в детстве было. А как-то раз, уже после армии, мы с ребятами играли в карты. Я играл плохо, но так весело, что они смеялись и говорили: «Слава, тебе нужно в артисты идти!». Я думаю: «А давай попробуем!». Взял «желтые страницы», нашёл справочную Театральной академии, позвонил, уточнил – и решил поступать. В первый год не поступил, но уже загорелся этим процессом. Чтобы не ждать до следующего приема, устроился в киношколу студии «Кадр», а через год поступил в Театральную академию. Ну и дальше пошло-поехало.
Как Вы попали в Театр Дождей?
Это был долгий путь. Началось всё с вещего сна. В первый год учебы в Театральной академии как-то ночью мне приснился сон, который запомнился на всю жизнь: черный кабинет, какие-то декорации, синенькие с зелененьким, актеры в ярких костюмах, все поют такие классные песни – и я в этом участвую! Проснулся с таким хорошим ощущением и лёгкой грустью: «Эх, жаль, это во сне!». Шли годы. Отучился. Меня взяли в театр «Комедианты», одновременно я работал в других театрах, но потом ушел из «Комедиантов» и стал свободным художником: тут подрабатывал, там что-то играл, часто снимался в рекламе. И как-то в одной рекламе я встретился с Ильей Божко. Мы познакомились, разговорились.
– Ты где? – спрашивает меня Илья.
– Я свободный художник.
– А я в Театре Дождей.
– А что это за театр?
– А вот! Слушай, а ты вообще как: танцующий, поющий?
– Ну да.
– А давай к нам?
Одновременно с этим меня пригласила Лера Харченко на одну из главных ролей в фильме «Сердце не камень», который как раз снимался на базе Театра Дождей. В процессе съемок я со всеми познакомился, сдружился, начал потихоньку ходить на спектакли, вливаться. Когда увидел «Тряпичную куклу», то смотрю и думаю: «Где я это видел? Где я это мог видеть?». Причем мне это здорово нравилось – весь спектакль. И вдруг вспоминаю тот сон: черный кабинет, декорации того же цвета, ребята в ярких костюмах, песни классные – да ведь тогда мне приснился Театр Дождей!
А какой была первая роль в Театре Дождей?
Ворон в «Снежной королеве»; меня также ввели на йеху в «Доме, который построил Свифт» и в танцы в «Поминальной молитве». А когда я пришёл, была читка «На дне», и мне сразу дали читать роль Татарина.
Когда Вы поняли, что это именно «Ваш» театр?
Я во многих театрах успел поработать, многое видел, а тут начал смотреть спектакли и чувствую – моё! Для меня тогда на первом месте стояли «Поминальная молитва», «Дом, который построил Свифт», «Тряпичная кукла» и «Продавец дождя» – четыре слона. Благодаря этим спектаклям я понял: «Всё, это мой театр». Плюс еще сон вещий. А потом, когда с Натальей Васильевной стал разговаривать на репетициях, на читках, мне постоянно хотелось за ней записывать. Первый раз со мной такое было, чтобы хотелось записывать за режиссером. Еще очень понравилось, что после каждого спектакля был общий сбор, проходил «разбор полетов». Ни в одном театре такого не было. Конечно, Наталья Васильевна и Театр Дождей изменили мою судьбу, еще как! В «Комедиантах» я всего три года проработал, а тут – двадцать лет, и все равно кажется, что мало!
Я давно Наталью Васильевну сам для себя назвал «второй мамой». Вот как мама птенца своего воспитывает – у нас то же самое на уровне чувства было. Как-то раз я ее поздравлял с каким-то праздником и написал: «…Поздравляю тебя, мамо!». Она ответила: «Спасибо, сыну!». И после этого у нас началось: я ее называл «мамо», она меня – «сыну, сынку». Когда Натальи Васильевны не стало, у меня было ощущение, что какой-то энергетический портал закрылся. Не знаю, что будет сейчас. Может, откроются какие-то другие порталы…
Несмотря на Ваш богатый актерский опыт, остались ли еще роли,которые Вам хотелось бы сыграть?
Когда я только начинал работать с Натальей Васильевной, она меня расспрашивала, что я хотел бы сыграть. Я сразу сказал: «Не Гамлет, мне это неинтересно. А вот Ричард Третий, Сирано де Бержерак – другое дело». А сейчас… Трудно сказать. Такое как бы среднее у меня уже есть. Хочется либо чтобы вообще трагедия-трагедия шекспировская, например «Король Лир», либо что-то фарсовое и смешное.
Что Вы больше всего любите в своей профессии?
Когда я был маленький, для меня кумирами были Аркадий Райкин и Андрей Миронов. Мне хотелось так же, как и они, выходить и дарить людям радость. Однако в своей профессии я люблю не только приносить людям радость, но и заставлять их думать, напоминать им: вы ведь так же поступаете! Через нас, актеров, они смотрят на себя со стороны, а это бывает очень важно – увидеть себя со стороны.
Вы не просто талантливый актер, но еще и прекрасный танцор и певец. Где обучались танцевальному и вокальному мастерству?
Там же, в Театральной академии. Я всегда был подвижный, с музыкальным слухом. Наталья Васильевна говорила: «Ты актер жеста, в твоем жесте есть действие». Вспомнить хотя бы спектакль «Отражения на мокром асфальте» – я ведь там специально ничего не делаю, у меня само рождается. В «Отражениях» мой партнер – это музыка. Музыка тише – и я тише становлюсь, музыка громче – и я громче. Во многих спектаклях так получается: что бы музыка мне ни давала, мое тело сразу включается – и из одного жеста рождается танец.
Приходилось ли когда-нибудь вводиться с ходу?
С ходу – нет, я тугодум в этом плане. Наталья Васильевна пробовала ввести меня за один день, но я сразу зависал. Скажем так: я запрягаю долго, но еду быстро. Пока скрупулезно все не изучу и не пойму, не могу выходить на сцену. Завидую, конечно, белой завистью тем, кто может по щелчку это сделать. Хотя у меня есть способности, даже новый танец я долго учу, зато потом, естественно, хорошо делаю. Так же и с текстом, особенно с прозой. Мне легче учить ногами, в движении, на сцене. Тело запоминает – и тогда все складывается в голове, ведь это взаимосвязано. У многих, кстати, так бывает, не только у меня. Это называется «учиться ногами».
Есть ли у Вас хобби?
Музыка. Сочиняю иногда. Слух есть, с гитарой дружу. Бывает, что-то сочинилось, зафиксировал, на телефон напел, а потом через несколько дней прослушал – нет, не то! – и стер. А бывает, что-то остается, даже текст пишется. Я к этому отношусь проще, чем профессиональные певцы и музыканты, – всего лишь хобби. Иногда организму хочется что-то посоздавать.
И еще один вопрос напоследок: есть ли у Вас девиз?
Честно говоря, не задумывался об этом… Наверное, так: «Не количество, а качество».
Беседовала Александра Питомцева
Фото театра
Какая замечательная статья! Так интересно было читать, большое спасибо!