29 ноября в ТЮЗе имени А.А. Брянцева состоится вторая премьера сезона — спектакль «Первая любовь» по одноименной повести Ивана Тургенева. История о взрослении мальчика и первом столкновении с серьезным чувством будет рассказана в виде воспоминаний. В главных ролях — Семен Толов, Богдан Коршунов, Денис Гильманов, Ирина Волкова, Милана Владыкина.
Режиссер спектакля — Галина Зальцман, обладательница Российской Национальной Премии «Золотая Маска», лауреат и номинант Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», а также наград фестивалей «Solo» и «Красноярская весна», конкурса «Премьера сезона» и других. О новой постановке и «прививке любовью» читайте в нашем интервью с режиссером.
Галина, это ваша первая работа в ТЮЗе. Какие цели вы перед собой ставите?
Я долго размышляла о классическом произведении, которое можно было бы адаптировать для современной молодежи. В итоге я выбрала повесть «Первая любовь» Ивана Тургенева, которая вскользь проходится в школе, но не рассматривается глубоко. Это история, знакомая каждому человеку: в разном возрасте мы сталкиваемся с этим чувством, и о нем действительно стоит поговорить.
Как драматург преобразовала прозу в драматургическую форму?
Совместно с драматургом Анной Гейжан мы разработали композицию, где реализовано нелинейное воспоминание: взрослый человек воссоздает впечатления своей юности. Однако это не точная реальность — воспоминания оказываются фрагментарными, порой искаженными, в зависимости от того, как человек их чувствует. В нашем спектакле сцены не идут последовательно, что наталкивает на новое восприятие событий. Форма меняется: это не лирическое и пространственное воспоминание Тургенева, а насыщенный, многослойный, динамический текст. Мы переработали повесть, старались избегать архаизмов классической русской литературы, стремились адаптировать текст к современной интонации.
Как вам работается с труппой ТЮЗа? В спектакле заняты в том числе и недавно пополнившие труппу артисты.
Мне очень нравится работать с ребятами — мы понимаем друг друга и идем к общему знаменателю. В труппе — сильные, интересные, талантливые и, несмотря на молодость, оснащенные артисты. Мы привносим в спектакль их искреннее, чувственное понимание того, что такое любовь.
Кто входит в вашу постановочную команду?
Художник-постановщик Дмитрий Разумов, с которым мы сделали множество спектаклей. На сцене мы создаем воображаемое, условное пространство, которое больше напоминает воспоминания об усадьбе, чем её саму. Владимир совсем не помнит, как она выглядела, ему кажется, что всё заросло травой воспоминаний. Музыку пишет композитор Василий Тонковидов, это будут авторские композиции с мостиком к современному миру. Художник по свету — Денис Солнцев, художник видео — Алексей Бычков. Наш динамичный видеоряд ярко представляет, что испытывает человек, когда ему становится совсем невмоготу, когда «сердце стучит в глазах». Плюс есть режиссер по пластике Максим Пахомов, с которым мы занимаемся выявлением в теле того, что происходит внутри человека. Иногда тело сильно богаче слова, и мы это исследуем. Я люблю работать в графичном методе — для меня мизансцена — исключительно важная вещь. Максим Пахомов помогает выстроить физический рисунок внутренних переживаний, проявить их в теле. Наши персонажи впервые знакомятся со своей новой природой и пытаются понять ее.
Что значит любовь к Зинаиде для юного Владимира?
Для Володи это последнее лето детства, благодаря любви он взрослеет, становится старше, мудрее, получает первую прививку, ожог. Это навсегда остается для него самым болезненным, но светлым воспоминанием. Уже после смерти отца он вдруг понимает, что был третьим в этой истории. Он прозревает и видит себя со стороны — и только это понимание дает ему возможность простить отца, а себе — свою ненависть к нему.
Это первая любовь и для отца Володи?
Да, мы говорим о том, что первая любовь может произойти в любом возрасте. Любовь сминает нас и по-другому открывает мир. Она может быть не первой по очерёдности, но самой острой и самой главной. Для Володиного отца это первое чувство, с которым он по-настоящему знакомится, и оно совершенно уничтожает его жизнь, ранит всерьез. Кстати, у каждого персонажа в повести есть своя первая любовь. У нас даже появился дополнительный герой — Жак-Жак, гувернер. Для него это последнее лето любви к своему воспитаннику, в которого он вложил душу.
Кто ваша аудитория?
У нас очень семейная история: конфликт происходит внутри семьи Володи. Наш спектакль способствует выстраиванию диалога между близкими людьми. Самое сложное для молодого человека — понять, что его взрослые родители такие же люди, как и он, которые тоже могут испытывать чувства. Любовь отца не меньше, чем любовь мальчика. Стоит надеется, что молодые люди как-то по другому смогут относиться к своим родителям и тому, что происходит в их семье.
Любовь созидает или разрушает?
Она может все, что угодно. Она неподконтрольна. Это единственный дар, который мы получаем от вселенной, бога — способность любить. Любовь — очень сильное чувство, оно как море. Море созидает или разрушает? Оно бывает прекрасным, но иногда случаются штормы: людей уносит прямо с пляжа, поднимается гигантская волна и разрушает здания. Любовь похожа на стихийное бедствие, но это огромное искушение — ты испытываешь такие эмоции, которые не можешь испытать ни в каком другом жизненном проявлении.
Ваш спектакль говорит о том, что не надо бояться любви?
Да, потому что это самое страшное и самое прекрасное, что может произойти с человеком. Если человек не испытает чувство любви, нет смысла рождаться. Я желаю, чтобы любовь была в жизни каждого человека!
Беседовала Елизавета Ронгинская
Фото пресс-службы ТЮЗа