Денис Шибаев (театр БААТ) поставил мемтакль-скоморошество «На дне», 18 ноября в красивейшем Третьем месте состоялся его второй показ. Дисклеймер: поскольку это метаирония (диалог Василисы и Пепла: «мы звери, нас надо приручать», чтобы вы понимали, это диалог двух пельменей, спектакль переходит на время в плоскость предметного театра), нужно хорошо знать пьесу. У меня она одна из любимых, это очень смешной и точный текст. «Все хотят порядка, да разума нехватка». А «- Приятного вам аппетита. — Попридержи язык, гриб поганый» — мы с подругой часто говорим друг другу.
Действие идёт нелинейно: самоубийства Актёра (Андрей Панин) в финале не происходит, соответственно слова Сатина «Испортил песню, дурак» не звучат. У спектакля открытый финал, но кукушка в настенных часах поёт, кому сколько осталось. Режиссёр смеётся над смертью. Реплика «Анна умерла, кашлять, значит, перестала» становится привязчивой песней, которая идёт по кругу.
На сцене всего семь человек (Андрей Панин, Денис Шибаев, Елена Калинина, Мария Маджаро, Вадим Франчук, Олег Коваленко, Степан Соболев), текст вольно распределен между ними. Квашня вдруг начинает говорить за Василису, Наташа — за Настю («Чтоб вам исдохнуть, волки!»), а слова «Никто тебя не любит, не уважает» достаются вместо Клеща Актёру. Луки, старца лукавого, который дал людям надежду, поманил их к свету, а сам дороги не сказал, в спектакле нет вовсе, его проповеди не звучат.
«На дне» — гротескное действие, но при этом можно задуматься, чего ты стоишь в этом мире. В ключевой сцене Наташа, Костылев, Сатин, Квашня и другие лепят за столом пельмени и сыпят цитатами из пьесы. Так мы в жизни говорим фразами из любимых спектаклей. «Человек, какой ни есть, завсегда своей цены стоит». Актёр уже не с ними, ему здесь нет места, он остаётся самим трагическим персонажем пьесы. Потому что посмотрел на свою жизнь со стороны и это его сломало. «Понимаешь, как это обидно, потерять имя?». Он ушёл, чтобы найти город. И смешно, и печально, и жалко всех.
Текст: Алла Игнатенко
Фото: Валерии Грохольской