Зиловы и Алики

16 октября посмотрела «Утиную охоту» Александра Крымова в «Чёрном театре». Основная декорация — надувная лодка, в ней одинокий Зилов (Иван Санников) прячется в начале и конце спектакля, пока его друзья (в исполнении Егора Шиманского, Никиты Новосёлова и Юрия Щигорца) и женщины, которых он когда-то, может быть, любил, живут дальше и планируют вечеринку в «Незабудке». Саундтрек — звуки выстрелов, дождя и охотничий манок (у папы такой был, в детстве мне нравилось с ним играть). Но у меня ещё весь спектакль в голове звучала «Охота на волков» Высоцкого.

«Утиная охота» — одна из моих любимых пьес. Она про ужасный мужской мир, пахнущий кровью и порохом. Александр Крымов текст Вампилова частично сократил, частично дописал. Из-за дополнений возникает ощущение, что Зилов рассказывает свою историю из загробного мира. Диму (Богдан Коршунов) мы обычно воспринимаем просто как официанта, подающего водку, человека с тяжёлым взглядом, стреляющего в живых существ спокойно, без эмоций, но у Крымова он трикстер, артист-кукловод, управляющий людьми как марионетками, а, если продолжать линию с лодкой, то и Харон, молчаливый проводник на ту сторону.

Режиссёр делает акцент на женских образах, потому что для Зилова они все одинаковые, все дряни, он увлекается на время, а потом переворачивает страницу и идёт дальше, к новому трофею, который можно повесить на стену. Жена (Дарья Гаврильченко) моет полы, пока муж вновь вышел на охоту, она ещё верит в их любовь, помнит слова, которые все мужчины говорят в особые моменты. А Зилов, конечно, говорит, что он с женой живёт формально, они как добрые друзья и просто хорошие знакомые. Классика. Ирина (Эмма Акберова) пока ещё розово-воздушно-наивная, как мыльные пузыри, но, готова поспорить, это ненадолго. Но для меня самый интересный персонаж — Вера (Дарья Воробьёва). Она не поверхностная красотка, отнюдь. Напротив — умная женщина, которая понимает, что этот Алик, и тот, другой, тоже Алик. И ей уже не больно, как некоторым, когда любимый мужчина уходит в закат под ручку с другой. Сцена, когда уже женщины объявляют охоту на Зилова и стреляют в него из ружья — ключевая в спектакле. Так режиссёр отдаёт справедливость и становится немного легче.

В этой истории мне жалко всех, даже Зилова. Какой же он недолюбленный, что, как бы сильно его не любили, ему этого всегда будет мало. Можно надеть смешную голову утки (вспоминаю «Киллера Джо», появляется цыпленок, это значит — всем каюк), открыть шампанское и засыпать все блестящим конфетти, но от одиночества, боли и нелюбви это не спасет.

На улице Маяковского (их в России, оказывается, 364) в городе N жил человек без сердца. Теперь он на том берегу, ждёт начала сезона небесной утиной охоты. И, возможно, хоть там она у него состоится. Здесь же жизнь в сущности проиграна.

Текст: Алла Игнатенко

Фото театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения