«Нет, нет, таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души». Евгений Шварц, «Дракон».
Премьера прошлого сезона «Мёртвые души» Андрея Прикотенко в театре «Красный факел» — масштабное многолюдное звонкое полотно о загадочной русской душе, извечных наших пороках. Куда ты мчишься, птица-тройка? Быть может, в ад, но весело, шумно, под разудалый стук деревянных ложек и старинные песни, которые нужно петь хором.
Это очень смешной спектакль. Его населяют забавные прохиндеи, и каждый готов украсть, ввязаться в незаконное предприятие, донести на ближнего, как Ноздрев (Константин Телегин). И всё же каждый в чем-то обаятелен. Загадочный Чичиков (Андрей Яковлев) ездит из дома в дом, покупает души умерших крестьян, и оказывается, что у всех тут душонки скверные, копеек двадцать им цена.
Чичиков — манипулятор, он к каждому находит подход. Коробочку (Наталья Кривонос) ругает и называет собакой на сене, Плюшкина (Владимир Лемешонок) убалтывает, льстит ему. Россия в спектакле стереотипна: все в шубах, дела решаются за столом, считай — на кухне, за чашкой чая или рюмкой. Основное развлечение — сплетни, и вот уже Чичиков — закоренелый преступник, а через минуту — антихрист или мессия. Всегда героя сопровождает пестрая толпа зевак, сочувствующих. Живые души и мёртвые души.
Тот, кто любит, когда всё по книге, здесь этого не увидит. Гоголевский текст переосмыслен, дополнен крепким словцом, Настасья Петровна может превратиться вдруг в Настасью Филипповну, а Чичикова обзовут скотом. «Тучи как люди, они одиноки» — Иванушки ворвутся в повествование.
В финале Чичиков зачитывает причины смерти своих драгоценных «Мёртвых душ». Кого-то забили до смерти, кого-то переехали на карете. «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!». Но внезапно в этой картотеке делец находит и свою фамилию. По нему уже звонит колокол, но пока можно спеть, станцевать, погулять на празднике. Ухнем!
Текст: Алла Игнатенко
Фото театра