Гастроли пермского театра “У Моста” уже стали традиционными для Санкт-Петербурга. В этом году театр показал на сцене театра на Литейном свою июньскую премьеру — спектакль “Яма” по одноимённому произведению Александра Куприна.
Уже много лет театр “У Моста” следует линии постановки классической литературы с бережным отношением к первоисточнику. Режиссёр Сергей Федотов предпочитает “не издеваться над классикой”, а старается передать атмосферу произведения и приблизить зрителей к его исторической правде. Вот и сейчас на сцене выстроены подробные декорации салона публичного дома, на стенах висят репродукции известных картин, подходящих под атмосферу этого заведения, пространство помещено в мягкий полумрак. Художник — Сергей Федотов.
В момент своего выхода (1909-1916) произведение Куприна вызвала бурную полемику вокруг себя. Автор изобразил в “Яме” не только быт проституток начала двадцатого века, но и образ мужчин, посещающих подобные заведения. Описанный публичным дом относится к «приличным» заведениям, и посетители его — люди из интеллигенции и достаточно высоких сословий. Куприн не постеснялся рассказать и о поведении завсегдатаев.
Не стоит ждать от спектакля шокирующей непристойности, обнажения и реалистической достоверности разврата. В этом плане всё пуритански скучно. Режиссёра более интересует душевный разврат и малодушие. Оказавшись в публичном доме в результате различных поворотов судьбы, девушки держатся, вместе заботясь друг о друге. Но одни мечтают уйти из этого места, для других же это рай. Хождение в неглиже, сидение на коленях посетителей, выпрашивание шампанского и апельсинов, танцы под осточертевшую всем польку. И так день за днём. Только местный пропойца Ванька-Встанька (Андрей Одинцов) способен развеселить девушек своими дурацкими стишками и частушками. Из всех проституток своей гордостью и злостью выделяется Женька (Татьяна Улановская), она умна и харизматична, не верит в лучшую жизнь. Заразившись “плохой болезнью”, она решает мстить своим клиентам, заражая их. Но пожалев молодого кадета, она не может смириться со своей жизнью и вешается. Противоположность ей во всём — Любка (Милена Хмылова). Она простая, деревенская девушка, которая живёт открыто. Она безрассудно уходит из дома терпимости со студентом, который хочет благородно её спасти. Сидя на одной кровати, они читают алгебру, романы, географию и историю. Но, увы, учение Любке даёт тяжело, также тяжело и студенту долго тащить на себе просвещение девушки.
Актёры играют образно, так что можно сказать, что у них выходят крупные характерные герои. Речи звучат раскатисто, иногда даже морализаторски. В первом акте таким образом обрисовываются слои общества и их устремления, бытовые желания. Во втором же акте пафосность снижается и уже можно за “громкими речами” рассмотреть более тонкое устройство души их героев, их сомнения. Но, безусловно, это герои именно эпохи, которую описывает Куприн, пожалуй, сейчас уже таких идеалистов не встретить.
Спектакль обрисовывает нравы общества начала двадцатого века, что-то всё ещё близко сегодняшнему зрителю, а что-то безнадёжно устарело. Как и произведение, он больше задаёт вопросов, чем предлагает их решение. Но остроты этим вопросам не хватает, так как зритель отгорожен эпохой. Сергей Федотов в “Яме” аккуратно и с уважением воспроизвёл провокационное произведение, не скатившись в пошлый драматизм.
Текст: Наталья Яковлева
Фото: Эльвира Магсумова