«Титаны русской музыки»: Мусоргский, Рахманинов, Прокофьев

Под управлением маэстро Фабио Мастранджело симфонический оркестр «Северная Симфония» исполнил шедевры великих русских композиторов 16 октября. В программе «Титаны русской музыки» прозвучали симфонические сочинения Сергея Рахманинова, Модеста Мусоргского и Сергея Прокофьева.

Открыть концерт должна была симфоническая фантазия «Утёс» Сергея Рахманинова, однако первой была исполнена симфоническая картина Мусоргского «Ночь на Лысой горе». Работу над этим сочинением Мусоргский начал в 1860 году, планируя задействовать не только оркестр, но и солистов, и хор. Изначально Мусоргский опирался на драму «Ведьма» своего товарища по Школе гвардейских подпрапорщиков Г. Ф. Менгдена. Композитор даже начал писать хор ведьм. Однако замысел был отложен. Мусоргский вернулся к нему уже через 7 лет, отказавшись от участия вокалистов. На этот раз его вдохновляла книга «Чародейство и таинственные явления в новейшее время» Матвея Степановича Хотинского. Мусоргский разделил симфоническую картину на 4 части: 1. Сбор ведьм, их толки и сплетни; 2. Поезд Сатаны; 3. Поганая слава Сатане и 4. Шабаш. В письме к профессору истории и литературы Никольскому Мусоргский пишет: «… для меня важная статья — верное воспроизведение народной фантазии. … Я вижу в моей греховной шалости самобытное русское произведение, не навеянное германским глубокомыслием и рутиной, а … вылившееся на родных полях и вскормленное русским хлебом». Мусоргский посвятил сочинение Милию Алексеевичу Балакиреву — главе «Могучей кучки». К сожалению, Балакирев не признал новаторского сочинения Мусоргского, потребовал внести правки, тот отказал, в результате при жизни композитора его сочинение так и не прозвучало, хотя впоследствии он использовал его фрагменты в других своих сочинениях. Впервые «Ночь на Лысой горе» была исполнена в редакции Римского-Корсакова, но это была уже другая музыка.

Сочинение Мусоргского сегодняшнего слушателя увлекает с первых тактов: мрачное и энергичное, разудалое, но не разнузданное, выстроенное и цельное.

Симфоническая фантазия «Утёс» Сергея Рахманинова была написано молодым композитором через год после окончания Консерватории. Считается, что на выбор темы композитором повлиял вынужденный разрыв отношений с любимой девушкой. Интересно, что строки стихотворения Лермонтова «Утёс» послужили эпиграфом к сочинению: «Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана…«. При этом Рахманинов подарил печатный экземпляр своей фантазии Чехову, подписав его так: «Автору рассказа „На пути“, содержание которого с тем же эпиграфом служило программой этому музыкальному сочинению». Посвятил же Рахманинов свое сочинение Римскому-Корсакову.

Сочинение Рахманинова глубоко лирично и драматично. Робкая надежда то пробуждается, то затихает, совершенно истаивая к концу. Если ведьмы Мусоргского лихо отплясывают на вершине Лысой горы, то «Утес» Рахманинова торжественно и непокорно возвышается в сумерках.

Первое отделение завершила «Русская увертюра» Сергея Прокофьева. В этом сочинении композитор впервые использует две фольклорные мелодии из сборника народных песен. Плясовые элементы сочинения возвращают нас к «Ночи на Лысой горе», однако их характер совершенно иной. Кажется, что мрак, сгущенный Мусоргским, отступает перед праздничным карнавалом Прокофьева.

Во втором отделении прозвучала загадочная Симфония № 3 Сергея Прокофьева, завершившая концерт мрачно и торжественно. Сочинение было создано композитором на основе его оперы «Огненный ангел», которой так и не суждено было прозвучать при его жизни. Над оперой «Огненный ангел» Сергей Прокофьев работал в 1919-1927 годы, ее либретто основано на одноименном мистическом романе Валерия Брюсова. Первоначально композитор хотел создать на основе оперы сюиту, но композитор Николай Мясковский убедил его написать симфонию.

Симфония Прокофьева вызывает чувство тревоги и сомнений, а грандиозный финал буквально прибивает слушателей к креслу. Так описывал свои впечатления пианист Святослав Рихтер: «Она подействовала на меня как светопреставление. Прокофьев использует в симфонии сверхинтенсивные средства выражения. В третьей части, скерцо, струнные играют такую отрывистую фигуру, которая как бы летает, точно летают сгустки угара, как если бы что-то горело в самом воздухе. Последняя часть начинается в характере мрачного марша — разверзаются и опрокидываются грандиозные массы — «конец вселенной», потом после некоторого затишья все начинается с удвоенной силой при погребальном звучании колокола. Я сидел и не знал, что со мной будет. Хотелось спрятаться. Посмотрел на соседа, он был мокрый и красный… В антракте меня ещё пробирали мурашки«.

Текст и фото: Александр Шек

Отзывы

Комментариев: 1

  1. Ирина

    Очень глубокий анализ прозвучавших непростых произведений русских композиторов. Познавательно. Хотелось бы ещё впечатлений от их исполнения. Маэстро Мастранджело со своим оркестром был auf dem Nivo — очень эмоционально и вдохновенно! Об этом свидетельствует и прекрасный фоторепортаж. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения