Театральное путешествие: ЮАР

В этом году театральный фестиваль «Балтийский дом» проходит под девизом «Взгляд на Восток-2». Из уникального и аутентичного в программе — театр из ЮАР. Компания African Tree Productions из Йоханнесбурга привезла моноспектакль «Будь лучшей собакой», режиссёр и актер Сейфемо Моцвири.

Главный персонаж спектакля — собака. История создавалась при совместной работе над фильмом Сейфемо Моцвири и его друга, сценариста Махубало Иканенг и позже была адаптирована для моноспектакля. По словам Сейфемо, пес — «это аллегория, поскольку в нашем обществе и мире не все истории можно рассказывать вслух. Из-за этого многие случаи остаются незамеченными. Писатель выбрал собаку, чтобы рассказать то, о чем люди боятся говорить. Животное символизирует человека, осознающего реальность того, что люди могут достичь большего, если будут открыто говорить о своих проблемах, а преступники — о несправедливости, от которой страдают жертвы (интервью «Культура Петербурга» spbcult.ru 26.09.24).

Визуальная аскетичность постановки обманчива. Аскетичность здесь — полноценный театральный прием и культурная особенность. Половину XX века существовал апартеид, когда законодательно Африка делилась на «белую» и «черную». Чернокожих людей вытесняли в резервации и лишали многих обычных для общества прав и условий. Например, им не позволялось участвовать в создании театра наравне с белыми. Так вырос «театр протеста», отдушина для людей среди репрессий и депрессии и способ театральных деятелей заставить население осознать угнетение. Театральные учреждения для чернокожих режиссеров и актеров создавались отдельно и не финансировались. С тех пор стилем африканской театральной школы можно считать умение творить из ничего, только на актерских способностях без расчета на костюмы, свет, звук и декорации.

Внутри черной коробки малой сцены с одним деревянным кубиком благодаря актерскому и режиссерскому мастерству, таланту пантомимы и пластики тела Сейфемо Моцвири перенес зрителей на другой континент. Уже через пять минут я сидела в бедном квартале, где родился пёс. Потом переместилась за ним в жилье первого хозяина, где пес жил на улице привязанным к дереву и получал еду раз в день. Следом его хозяин поднялся на социальном лифте и переехал в город, став известным певцом, но не умел беречь деньги, поэтому быстро всё профукал. А пес волей случая попал к респектабельным людям, где у него была своя комната в доме, а еда трижды в день. Когда оказалось, что в семье будет ребенок, пса выставили, и он чудом спасся с живодерни. А в финале попал к первому хозяину, тот трудился охранником на рудниках. Пес храбро спас его, покусав восставших рабочих.

Как говорит сам режиссер в интервью для ВК сообщества «Балтийского дома» 34FM, на протяжении спектакля «мы видим личный внутренний конфликт собаки, наблюдающей за окружающим миром. Но это и человеческая история. Мы видим мир, в котором живем, глазами собаки. То, что происходит с собакой, может произойти с любым человеком». Действительно, с точки зрения поступков и сюжетной линии история проста, и поразмышлять над вопросами о добре, искренности и человечности за этот час мог бы любой зритель в зале, вне зависимости от цвета паспорта. Для этого оказался не нужен и предложенный организаторами синхронный перевод. Через 15 минут я сняла наушник. Русский голос и интонации так сильно не вязались в моей голове с динамикой на сцене. Человеческого, искреннего во мне, а так же базового английского оказалось достаточно, чтобы жить эту историю вместе с автором. Что для меня является отличительной особенностью театров из теплых стран и ЮАР не стала исключением — это легко читающийся позитивный настрой, наивность, живость и телесная раскованность в противовес русскому театру, который видится мне психологическим и сдержанным во всем, кроме драматизма. Если бы фотограф этот час вел мультисъемку происходящего на сцене, то мы располагали бы для этого репортажа тремя тысячами шестьюстами фотографиями человека, который за секунду перевоплощается из собаки в толстую бедную негритянку, из толстой негритянки в собаку, из собаки довольной в собаку напуганную, из голодного пса в добряка, ведущего машину. Некоторые из снимков, на наш вкус, были бы примитивными, с высунутым языком или комичным выражением лица. Некоторые — вульгарными, потому что человек в образе собаки на них метит территорию. Но африканская магия в том, что без костюмов и декораций мы бы узнали образ на каждом снимке, а главное — ни один из них бы не повторился.

Надо ли отдельно говорить, что спектакль произвел на меня великолепное впечатление? Последние билеты на второй показ раскупили мои друзья, так уж восторженно я о нем рассказывала. Я пожалела, что не выбрала для визита на фестивале обе постановки этого режиссёра. Но в моих путешественнических планах на ближайшие пару лет есть ЮАР, теперь между пингвинами и винодельнями там записан Йоханнесбург и African Tree Productions.

Текст: Катерина Егорова

Фото: Данила Нерознак

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения