«Послание к человеку» XXXIV. День второй

Второй день «Послания к человеку», 19 октября, был наполнен множеством важных событий. Мы же решили уделить внимание двум документальным фильмам: один рассказывает историю великого художника, другой — лидера угандийской «Армии сопротивления Господа», ответственного, по оценкам МУС, за истребление 49772 человек.

Редчайшим нужно считать случай, когда две картины одного режиссёра одновременно участвуют в работе одного и того же кинофестиваля. У Вима Вендерса это — получилось! Его «Идеальные дни», справедливо полюбившиеся многим ценителям «настоящего» кино, представленные на МКФ в Каннах в 2023 году и получившие там две престижные награды, показывались на этом киносмотре с его же документальной картиной «Ансельм. Шум времени» (также получившей несколько премий на различных международных кинофестивалях).

«Ансельм...»  — это Ансельм Кифер, легендарная творческая личность в современном мире. Его работы с трудом поддаются какой-либо классификации, ну разве что достаточно размытому понятию «неоэкспрессионизм». Творения Кифера  —  громадные полотна, объёмные многометровые работы, как по «сумме трех измерений», так и по занимаемой площади в виде необычных комплексов, раскинувшихся на десятках гектаров, в которых используются такие, казалось бы, несовместимые материалы, как свинец, солома, бетон, различные цветовые наполнители; вместе с тем  —  имеющие глубокую философскую и историческую насыщенность произведениями, отсылающими ко многим эпохам, датам и личностям мировой истории, от греческих мифов  до современных экзистенциалистов, включая как  болезненную для немцев тему Третьего Рейха, так и вопросы, связанные с космогонией.

Романтику В. Вендерсу, работавшему над картиной два года, удалось уловить, зафиксировать и передать внимательному зрителю сложные культурные и философские аспекты творчества художника, показать «духовную связь» с материалом, показать его понимание смысла существования и «представление непостижимого и непредставленного» (обе цитаты А. Кифера).

В фильме представлен большой исторический материал, включающий архивные записи философа М. Хайдеггера, писательницы И. Бахман, поэта П. Целана, творчество которых играло большую роль в мировоззрении и, соответственно, в творчестве Кифера. Он сам представлен в фильме в трех ипостасях: сам рассказывает о своём творчестве, ему помогает сын Дэниэль Кифер, изображающий художника в молодости и внучатый племянник режиссера Антон, представляющий героя картины мальчиком.

Портретный фильм В. Вендерса трудно назвать обычным документальным байопиком. Это, скорее, эмоциональный взгляд на художника и его творчество, требующий активного со-процесса зрителя как во время просмотра, так и чувственного послевкусия после него.

Картина снята в 3D так же, как и другая блестящая работа режиссёра «Пина», и в разрешении 6К.

Одна из сильнейших, по предварительному мнению некоторых кинокритиков, картина конкурса полнометражных документальных фильмов  «Театр насилия» отсылает нас к крупному процессу Международного уголовного суда (МУС), продолжавшемуся шесть лет (2015 — 2021), судившего одного из руководителей «Армии сопротивления Господа» (английская аббревиатура «LRA») Доминика Онгвена. LRA боролась против президента Уганды Йовера Мусевени, шестой раз (после соответствующего изменения конституции) пришедшего к власти в результате выборов, которые многие считают фальсифицированными. LRA провозглашало своей целью создание «государства на основе библейских заповедей«, при этом боролась за свои идеи тотальным террором не только против своих политических противников, но и пытками, убийствами мирных жителей, насилием, сексуальным рабством, уничтожением целых деревень «для профилактики». Правительственные войска отвечали точно тем же. При этом МУС выдал ордера на арест только руководителей LRA, причем на скамье подсудимых оказался только один человек, Доменик Онгвен, похищенный в мальчишеском возрасте в качестве ребёнка-солдата и дослужившийся до заместителя руководителя LRA. МУС оценил количество жертв Онгвена числом 49772 человека. Среди доказанных его преступлений сдирание кожи с живого человека, убийства и разбой при нападении на деревенских жителей, забивание жертв камнями, многочисленные сексуальные насилия и многое другое.

Эпизоды работы МУСа перемежаются со съёмками в современной Уганде и подробными высказывания защитника подсудимого, утверждающего о полной невиновности Онгвена из-за предвзятости суда, состоявшего из «одних белых», не понимающих особенности дохристианского состояния общества, в котором находился подсудимый и не учитывающего того, что он сам перед тем, как осуществлял свои злодеяния, был похищен и подвержен насилию, выполнял приказы под угрозой для своей жизни, зомбированию и вообще  —  «выполнял приказы Духа» — высшего существа. Другими словами, то, что для «белого» человека и «белого» суда является варварством и преступлением, для коренных жителей Уганды это — особенности менталитета. Тем более, что в самой Уганде уже прошла тотальная амнистия, примирение и реинтеграция членов LRA…

По словам одного из комментаторов процесса «ни в одном другом судебном процессе МУС ситуация не была столь противоположной, морально сложной и пронизанной парадоксами».

Доменик Онгвен получил 25 лет тюремного заключения. Все 49772 жертвы получили личную компенсацию в размере 800 долларов США. Мировое сообщество, показанное в важной и концептуальной ленте молодых режиссеров Лукаша Конопа и Эмиля Лангбалля, — еще одно подтверждение невозможности однозначного понимания того, что есть «правильно», другими словами — наличие различных, противоречащих друг другу аксиом, определяющих понятия «справедливость», «истина», «объективность». 

Текст: Юрий Ильин

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения