Восьмой день МКФ «Послание к человеку», 25 октября, погрузил нас в медитативное состояние благодаря фильмам «Шамбала» Мин Баадур Бама и «Вот камень» Тацунари Оты.
Непальская провинция в горах. Молодая и красивая девушка по имени Пема выходит замуж за трёх братьев. В некоторых странах, расположенных в районе Гималаев, такая полигамия допустима. Зачастую, реальный муж — один. Остальные братья находятся просто на положении родственников. Так и в этом случае: второй брат — монах, автоматически принимающий обет целибата, третий — школьник. Первый, старший и «главный» брат почти сразу после свадебного обряда уезжает в длительную поездку. Пема успевает забеременеть, но слухи приписывают отцовство школьному учителю, иногда приходящему в дом братьев, чтобы подтянуть учёбу младшему. Эти слухи доходят и до старшего брата и он, полагая чужое отцовство, не возвращается домой. Пеме приходится отправиться на его розыски, чтобы убедить мужа в своей верности. Долгие странствия Пемы по глухим гималайским тропам постепенно меняют её, приводят к новому видению мира, самоисследованию, самопознанию и самоидентификации. Наступает духовное прозрение, и Пема попадает в Шамбалу — страну, куда могут попасть только избранные, находящиеся в состоянии Просветления и имеющие хорошую карму.
Фильм «ШАМБАЛА» нетороплив, продолжается 2,5 часа, и у нас есть возможность неторопливо и широкоэкранно любоваться Гималаями. Глядя на раскрывающиеся на экране прекрасные виды, наблюдая за персонажами, проникаешься величием гор, отрогов, долин… Весь видеоряд действует совершенно гипнотически, погружая зрителя в своеобразную медитацию. Даже не будучи хорошо знаком с буддизмом, начинаешь интуитивно проникаться его, пусть даже не осознанными, идеями необходимости гармонии с собой и окружающим миром. Этому способствует и блестящая операторская работа и естественность на экране непрофессиональных актёров, для которых, определённо, принципы буддизма — не пустые слова. Впрочем, лучше самого режиссера Мина Баадура Бама об этом не скажешь: «Аутентичность лежит в самой основе картины, пронизывая каждый аспект ее производства, от привлечения непрофессиональных актеров, говорящих на местном диалекте, до использования традиционных народных инструментов и съемок в реальных высокогорных деревнях. Все наши съемочные решения принимались из приверженности к истине и уважении к традициям, и это не просто эстетический выбор. Это средство выражения духа местных сообществ и культуры, усиливающее подлинные их голоса. Таким образом мы попытались противостоять маргинализированным состояниям, в которых сообщества, подобные нашему, оказываются в мировой культуре».
МКФ в Мумбаи (Индия) 2024: премия NETPAC
В конце фильма один из двух персонажей фильма «ВОТ КАМЕНЬ» записывает в дневник события прошедшего дня: «Проснулся в 7 часов. Позавтракал яйцом с рисом. Утром пошел на работу. Днём попал на реку покидать камни, встретил там кое-кого, не спросил её имени. Покидали вместе камни. Случайно кинул её камень. Поговорили о цветах, о клевере. Поскладывали камни, поиграли с ветками, скатывались по песку. Тупик у моста. Вернулись тем же путём. Шли по берегу вместе«.
Записанных событий больше, чем в медлительном молчаливом фильме, в котором, практически, больше ничего не происходит. Нам не известны имена персонажей — мужчины 30-40 лет и молодой девушки, они не представились друг другу. Во время прогулки, продолжительность которой ограничила наступившая темнота, они ни разу не коснулись друг друга. Их случайная встреча будто кончается ничем, кроме разве что их задумчивого взгляда «внутрь себя» после расставания.
На самом деле это не так. Остаётся трудновыразимое эмоциональное чувство этой, хоть и незнакомой друг с другом, но пары, подчиняющейся чувству совместного необъяснимого понимания чего-то такого, что нельзя выразить словами, какой-то эмоциональный обмен друг с другом, и, вместе с тем, между ними и окружающей их природой.
В Японии часто встречаются специальные места, где просто красиво! В различных организациях, офисах, магазинах, ресторанах, наконец, в домашней обстановке есть место, которое предназначено для того, чтобы созерцать и любоваться им. Самые простые и обычные локации под руками особо чувствующих красоту японцев превращаются в произведение искусства. Вместе с тем, они умеют и саму окружающую жизнь видеть красиво, так, как мы не видим её в окружающей нас сутолоке дней. Режиссёр фильма Тацунари Ота, несомненно, умеет не только видеть это красоту, но и донести её очарование, художественную прелесть обыденного и изящество простоты до иноземного зрителя. И мы, проникаясь этими чувствами, начинаем, как в каком-то осовремененном театре Кабуки рассматривать каждый взгляд героев, их неторопливые движения, смотреть на воду и каменистую, окружающую их природу, как на новый «сад камней», разглядывая который с разных сторон и ракурсов, начинаешь ощущать единение с Природой, с какой-то Высшей Сущностью.
МКФ в Чонджу (Юж. Корея) 2023: Главный приз
Текст: Юрий ИЛЬИН