Встреча с режиссером Артаваздом Пелешяном состоялась 25 октября в петербургском Доме Кино в связи с вручением всемирно признанному режиссеру приза за вклад в мировое киноискусство на 34-м МКФ «Послание к человеку». В рамках встречи состоялся показ классических фильмов Пелешяна: «Времена года» (1975), «Наш век» 1982) и «Жизнь» (1993).
Встреча оказалась короткой: 86 летний мэтр заявил, что очень устал и ответит всего на один вопрос. Какая-то мадам спросила какими книгами и фильмами он вдохновлялся. Артавазд ответил: ««Тихий Дон» Мелихова» (тут он, конечно, оговорился, назвав фамилию главного героя вместо режиссера — прим. редакции). И ушел.
Ладно, на самом деле он назвал еще два фильма. Тот же набор, что упоминал в своих прежних интервью: «Тихий Дон» Сергея Герасимова, «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы и «Китайскую историю призраков» Чин Су Тунга. А уже потом ушел. Но недалеко. Ему еще предстояло подписать пару десятков экземпляров книги «Моя вселенная и единая теория поля», которую он создавал в течение 40 лет.
Критики называют Пелешяна «человеком, перепридумавшим законы кино, элементарной частицей кинематографа, какими были Дзига Вертов и Сергей Эйзенштейн».
Среди поклонников кино Пелешяна — Фрэнсис Форд Коппола и Жан-Люк Годар, Годфри Реджио и Андрей Ужица, певица Патти Смит, философ Поль Вирильо, фотограф Раймон Депардон.
Изобретение Пелешяна — «дистанционный монтаж» — проходят в большинстве киношкол по всему свету. Его фильмы о «симфонии мира» показывались на крупнейших культурных площадках от нью-йоркского МОМА до фестивалей в Берлине и Венеции.
«Его теория «дистанционного монтажа» — это, по сути, отрицание монтажа, изобретением которого так гордился киноавангард 1920-х: попытка соединить кадры не по законам сходства-отличия, а по принципу поэтического родства, которому подчиняются все элементы Вселенной, причем организованными они кажутся нам лишь благодаря повторяемости и цикличности жизни,» — Михаил Железников.
Самым сущностным в состоявшейся встрече, пожалуй, было то, что зал оказался наполнен в основном молодыми людьми, которые встретили Пелешяна стоячими овациями в единодушном порыве. Это выглядело очень кинематографично: пока режиссер с трудом поднимался на сцену, зрители волнами поднимались с кресел, а шум аплодисментов все нарастал. В этом было и восхищение работами Пелешяна, и уважение к возрасту, и благодарность за то, что все мы смогли в этом мгновении оказаться здесь именно за этим. Как сказал в одном интервью Пелешян: «Все должно быть так, как должно быть, даже если это наоборот«.
Текст и фото: Александр Шек