В третий день работы МКФ «Послание к человеку», 20 октября, наше внимание привлекли ещё две документальные ленты: road movie Джейдона Мартина и медитативный фильм Анирбаны Дутты и Анупамы Сринивасан.
Одна из них — дебют австралийского режиссёра Джейдона Мартина «ПЛОСКОГОЛОВ» («Flathead»). Вообще говоря, этим термином обозначаются: двигатель с плоской головкой блока цилиндра, видеоигра, озеро в США, а также вид рыб, часто используемых для приготовления блюд в мелких придорожных забегаловках Австралии. Именно в эти недорогие места приема пищи постоянно попадает Кэсс Кумерфорд, решивший в конце своей жизни вернуться в давно заброшенный дом своего детства. Это своеобразное road movie, где герой, неторопливо (возраст даёт знать!) передвигается к своей конечной цели, общаясь с попутчиками, просто с встречными, делится своими воспоминаниями, переосмысливая прошедшую жизнь, знакомится с новыми аспектами окружающей его действительности. Он явно знает о том, что ему осталось совсем немного (и мы чувствуем это, глядя на процесс съёмки его головы МРТ-сканером), но не собирается ни бросить курить, ни изменить своей любви к пьянству. Он просто и с некоторой долей сожаления вспоминает о прежней своей жизни, связанной с наркотиками, с которой пришлось расстаться, став мужем и отцом; он также бесстрастен, рассказывая о своей умершей жене.
Он вообще немудрён, безыскусен, бесхитростен и спокойно вписывает себя во все встречающиеся на пути ситуации, полагая это всё, вместе взятое, единственно правильным modus’ом vivendi. Ну разве что стоит приготовить себя к загробной жизни, что он и делает, принимая в свои 77 лет обряд крещения в одной из небольших христианских общин. И мы, зрители, с вниманием наблюдая за этим человеком, у которого в его «мешке времени за плечами» своеобразное гопничество, наркотики, явно не моральная прожитая жизнь, начинаем проявлять к нему, переживающему время внутреннего очищения, необходимость духовной ясности — явную симпатию.
Отдельно стоит отметить работу оператора картины Броди Пула. При присуждения картине в Мельбурне приза «за инновации» явно учитывалась его блестящая, внимательная и воистину инновационная работа. Пейзажи, обшарпанные квартиры, маленькие придорожные ресторанчики, голосистые проповедники «именем Христа» — визуальная составляющая иногда становится превалирующей при просмотре фильма. Но, вместе с тем, Кэсс Кумерфорд, играющий (изображающий? показывающий? cameo? недаром формат картины определен, как «художественно-документальный») самого себя, несомненно, умеет держать внимание всё время демонстрации.
Помимо упомянутого, фильм получил один из главных призов на МКФ в Роттердаме.
Индийско-американская лента «НОКТЮРНЫ«(«Nocturnes») переносит нас в густые леса Восточных Гималаев. Сюжет фильма одновременно прост и наполнен большим и важным послевкусием. Лепидоптерологиня (т.е. исследовательница, изучающая представителей отряда чешуекрылых насекомых, другими словами — бабочек) со своим помощником проводит ночи напролёт, наблюдая, фотографируя и проводя предварительный анализ определенного их вида, семейства бражников. Именно они, чутко реагируя на изменение температуры в месте обитания (как известно, средняя температура климатической системы Земля постоянно повышается), перемещают свой ареал обитания выше в горы. За ними также перемещают свой ареал птицы, ими питающиеся; вслед за птицами — земноводные, для которых уже птицы являются пищей; это затрагивает уже и людей, которые также вынуждены менять места добычи пищи на Земле.
Ситуация, конечно, не такая критическая, как было описано у Бредбери в его рассказе «И грянул гром», но «эффект бабочки» может сыграть для наших потомков большие, непредсказуемые и совсем не обязательно позитивные последствия.
Но фильм интересен не только своей важной экологической составляющей. Наблюдая за процессом изучения бабочек, зритель благодаря прекрасной работе режиссёров Анирбаны Дутты и Анупамы Сринивасан, начинает входить в какое-то медитационное, если не одержимое состояние, погружаясь в красоту этих существ, слыша, видя и чуть ли ни буквально ощущая некое таинство: мириады окружающий тебя бабочек, больших, малых, красивых, вызывающих страх и какие-то непонятные ассоциации, Они, шумящие своими крыльями, как будто окружают зрителя со всех сторон и что-то хотят передать нам…
Картина получила приз на МКФ в Сандэнсе «За владение профессией» и Главный приз в разделе «Среда обитания» на МКФ в Салониках.
Текст: Юрий Ильин