Посетили шестой день МКФ «Послание к человеку», 23 октября, и рассказываем о фильме «КЕМПИНГ У ОЗЕРА» и избранных короткометражках из экспериментальной программы «In Silico».
Зрителям, любящим маркировать просмотренные фильмы, определить вид ленты «КЕМПИНГ У ОЗЕРА» будет трудно. Она игровая? Документальная? Являет собой кинодневник, неожиданно превращающийся в фантастику?
Элеонор Сантаньян, поставившая этот полнометражный игровой дебют, как и в своих прежних работах, легко соединяет разные жанры, перемещаясь от мифов к фантастике, смешивая разные жанры и направления. Героиня фильма (в исполнении самой режиссёрки) начинает его со слов: «Со мной случилось что-то безумное«, после чего внимательный зритель, несмотря на умиротворяющие пейзажи, среди которых разворачивается действие (фильм снимался в Бретани у озера Герледан) внимательнее начинает наблюдать за развитием сюжета, не старающегося, впрочем, проявлять к себе особого внимания своими завлекательными поворотами. Мы, вместе с героиней, неторопливо наблюдаем за обитателями кемпинга, в который она попала, задержавшись в пути из-за поломки машины. Рыбаки, бывшая владелица салона красоты, приехавшая отдохнуть и оставшаяся здесь «навсегда» , занимаясь разведением кур, состарившийся рок-исполнитель, ушедший из прежней жизни, постоянно бренчащий на гитаре и рассказывающий всем, как он ищет (на самом деле — нет) уже четверть века свою дочь — все эти и другие персонажи показаны легко, поверхностно, намёком, и мы, собственно, ничего толком о них и не узнаем. Всех обитателей кемпинга объединяет некое предание о большой рыбе, обитающей в озере, этаком местном Лох-несском чудовище. Рыба эта чудесным образом живёт уже 15 веков и помнит св. Корентина, одного из основателей Бретани, отшельника, питавшегося, по преданию, кусочками её плоти, не менее чудесным образом восстанавливающейся на следующий день.
Мы, зрители, вслед за героиней, не спеша общаемся с обитателями, гуляем по красивым окрестностям, слушаем голоса птиц и зверей. Буколика! Показываемое на экране начинаешь воспринимать как «кино для отпуска», когда ничего серьёзного смотреть не хочется и на экран смотришь в полглаза. И тут-то и начинается заявленное в начале «безумие»! Озеро таинственным образом в одночасье мелеет и громадная и чудовищная Рыба, размером с блювала, реально появляется на высохшем берегу, в изнеможении шевеля плавниками, пытаясь бороться за свою жизнь и глядя своими глазами размером с футбольный мяч на новые для неё обстоятельства (вспоминается кит из «Гармонии Веркмейстера» Белы Тарра). Напрасно обитатели кемпинга дружно и энергично пытаются спасти жизнь Рыбе, обливая её водой! Рыба умирает. И вслед за ней и наше буколистическое состояние, из которого выходишь под звуки старой рок-композиции, исполняемой уже знакомым нам певцом вместе с дочерью, которая — вдруг! — нашлась и подпевает своему по-прежнему меланхолическому отцу.
На МКФ авторского кино в Локарно этот фильм, оставившей многих в недоумении от своей «простоты» и «безыскусности», получил специальный приз жюри «Cine+». Нужно полагать, что члены жюри уловили в фильме нечто концептуальное для появления «чувства умиротворения в жизни», побуждающее творческое воображение и, одновременно, беспокойство, связывающее агрографию и нашу обычную, реальную, земную жизнь.
Уникальный конкурс «In Silico» в 14-й раз стартовал на Фестивале. Достаточно широко пользуясь первоначальным значением этого выражения, обозначающего «компьютерное моделирование», конкурс пытается нащупать новые подходы и понимание кинематографа, включающее как технические, так и философские аспекты. Отметим, что в этом году впервые программа наращена новыми проектами: Лабораторией нейросетевого фильма имени Дзиги Вертова «Киберглаз» и программой экспериментальных фильмов российских авторов «Футурум».
«In Silico» представляет собой необычный, экспериментальный взгляд на окружающий нас мир, как реальный, так и сконструированный авторами лент. Ограниченная только смелостью и идеями создателей, ну и — современным уровнем техники, «In Silico» даёт возможность расширения сознания через аудио и видео сканирование необъятного окружающего нас Космоса.
«ЭКЗОТИЧЕСКИЕ СЛОВА ПРОПЛЫВАЛИ...» — одновременно название фильма и цитата из голливудского нуара «Бог ей судья» Джона Стала, снявшего один из самых кассовых картин в 40-х годах прошлого столетия. Сократив почти 2-х часовой цветной фильм до 15 минут черно-белой проекции, показывая, зачастую одновременно позитивное и негативное изображение, режиссер фильма, португалец Сандру Агиляр, предлагает взглянуть на некоторые куски фильма-оригинала под другим, необычным и оригинальным углом, подчеркнув некоторые моменты 2 и 3 планов, на которые обычно не обращаешь внимания.
Смотря фильм «2020» режиссера Макса Хаттлера, невольно вспоминаешь знаменитый фильм «Коянискатся» Годфри Реджио, в отдельных кадрах которого наблюдаешь апокалиптическое наступление подминающей под себя современной цивилизации в виде безлюдных небоскрёбов, заполоняющих и замещающих собою всё вокруг. В фильме Хаттлера в таких же доминах люди еще остались, но они уже полностью подавлены и похожи на какие-то тени, заставляя вспомнить о бывшей в году, вынесенному в заглавие фильма, пандемии и, более глобально, о законе о национальной безопасности Гонконга, резко сузившем в нем уровень демократии.
Отметим также одновременно драматический, остроумный и комический фильм «ГОЛУБИ» индийца Аноша Айбара. Соединяя звучащие за кадром тяжелые по содержанию женские воспоминания об общении с неким мужчиной, мы наблюдаем аналогию с этими событиями в поведении голубя и голубки, вспоминая при этом о справедливости анималистических эпитетов.
Мы остановились на 3 из 10 фильмов, показанных в I части программы «In Silico». Обе части на определённых сеансах можно увидеть сегодня и завтра в кинотеатре «Родина».
Текст: Юрий ИЛЬИН