В пятый день МКФ «Послание к человеку», 22 октября, мы не могли обойти вниманием фильм лауреат Каннского фестиваля «УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК» Мэттью Рэнкина и дебютный полнометражный фильм «ТИМИР« якутского режиссера-самоучки Николая Корякина (Айдына Ате).
Фильм «УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК«, несколько месяцев назад получивший «Приз зрительских симпатий» на МКФ в Каннах, обречён на признание. Даже нашим отечественным зрителем, не привыкшим к такой смеси комедии, драмы и уж очень странных предлагаемых «условий игры». Придумалась даже некая формула, в числителе которой сумма слагаемых «странная комедия» и «странная драма», помноженная на «странное место действия», а в знаменателе что-то аналогичное «театру абсурда» — совершенно сюрреалистическое «кино абсурда».
Действие происходит где-то «между Виннипегом и Тегераном». Столица Ирана фигурирует здесь не случайно: режиссёр фильма и по совместительству исполнитель главной роли Мэттью Рэнкин, вдохновившись феноменом иранского кино, решил учиться киноискусству на родине этого кинематографа. Исполнение желания по многим причинам, в том числе и политическим, было нереальным, и Рэнкин вернулся в свой родной Виннипег, не потеряв при этом воодушевления иранским кино, в первую очередь великим Аббасом Киаростами.
Сняв по возвращению несколько десятков короткометражных и анимационных лент, получив столько же всевозможных кинематографических наград, М. Рэнкин принимается за полный метр. Его первая картина «Двадцатый век» также получила не один десяток призов, вторая, показанный на «Послании…» «Универсальный язык», сейчас успешно демонстрируется на многих мировых экранах, также собирая призовой урожай. Отдельно отметим выдвижение фильма на грядущий «Оскар» в категории «лучший иностранный фильм».
Итак, место действия: Канада, город Виннипег, куда после большого перерыва возвращается герой, и в котором всё стало совсем другим. Здесь все необъяснимым образом стали общаться на фарси, на этом же языке все вывески, реклама, СМИ — вообще «вся жизнь»! Отношения между жителями наполнены каким-то хармсовским сюрреализмом, но для них, жителей, являющимся совершенно нормальным. Здесь и продолжающаяся на морозе полчаса «минута молчания» у могилы «основателя города», находящейся в середине авторазвязки, и индейка, крадущая очки у ученика, вынужденного вместе со своим классом забираться к шкаф по требованию истерика-учителя с серьгой в ухе, и чемодан, забытый на скамейке много лет назад, ставший достопримечательностью города, при этом «находящийся под охраной ЮНЕСКО», и человек, нацепивший на себя елку с горящими лампочками, и наличие «хранилища салфеток Kleenex», и ссылка на «Управление по наушникам Виннипега», и — …
Гэгов, смешных и остроумных — множество. Они не яркие, не бросающиеся в глаза, требующие некоей зрительской «сноровки» и эрудированности, как, например, в отношении мелькающей надписи в магазине «Говорите тише. Цветы — чувствительны!» или появляющегося мальчика в маске Гручо Маркса, что, с одной стороны задаёт стиль всего фильма, с другой — требует знание места и «вектора игры» этого гениального абсурдистского комика на кинематографическом небосклоне.
Может показаться неожиданным конец фильма. Все эти негромкие приколы, шутки, приправленные мягкой иронией, внезапно исчезают, уступив место мелодраматической встрече героя со своей матерью и неожиданным раскаянием вора-экскурсовода, укравшего вмерзшую в лед купюру и, вдруг осознав свою порочность, вмораживающего её обратно. Переход этот сам по себе тоже несёт некий сюрреалистический подход к законам построения кинодейства и в очередной раз говорит о происходящей большой переоценке канонов построения киносюжета.
На сегодняшний день фильм имеет 7 призов на различных престижных киносмотрах, включая Главные призы в своих номинациях в Гамбурге, Торонто, Мельбурне.
Якутский кинематограф занимает в России третье место по объёму кинопроизводства после Москвы и Санкт-Петербурга. За последние несколько лет около половины региональной кинопродукции приходится на Якутию. Нечастый случай: количество не идёт в ущерб качеству! Якуты регулярно собирают призы на различных кинофестивалях. Среди них ММКФ, «Кинотавр», новый фестиваль авторского кино «Зимний». Регулярно появляются новые имена, расширяя круг якутских режиссёров.
Один из них — Николай Корякин (Айдын Ате), чья дебютная полнометражная лента «ТИМИР» завоевала среди прочих наград приз за режиссуру на КФ «Зимний». Режиссер не имеет образования, актеры, снявшиеся в фильмы — непрофессионалы. По словам Корякина: «Все мы из одной деревни«, «жители (деревни) тоже очень поддерживали«. Несмотря на такие «настораживающие» сведения, эта, во многом неожиданная картина, должна иметь как хороший прокат, так и перспективное движение по фестивалям. Прежде чем взяться за полный метр режиссер снял две успешные короткометражные картины: «Убаhа этэ» («Жеребятина») в 2021 году и продолжение «Убаhа этэ 2» в 2022. Каждый из фильмов набрал более 230 тысяч просмотров на стриминговых сервисах.
Сюжет прост и в короткой аннотации тянет в сторону «чернушной драмы». Городской парнишка-подросток после смерти матери вынужден переехать в деревню и начать жить с пьянчугой отцом и его собутыльником. В школе, понятно, он тоже чужак. В конце фильма все, кому нужно, перевоспитываются, и всё приходит к счастливому концу. Кроме упомянутых, в фильме есть «мальчиш-плохиш», гнобящий нашего героя, его отец, местный «кулак», недотёпа милиционер (или полицейский — время действия в фильме определено приблизительно), дама из некоей службы по работе с подростками, а также — привидение, заблудившееся между тремя мирами якутской мифологии (в первом приближении — a la христианские Рай, Чистилище и Ад), в виде приятного молодого человека в оранжевой куртке работника уличной службы.
Всё действие разыгрывается по канонам «народной комедии», сделанной весело, остроумно, трогательно и в хорошем темпе. Режиссёр, не лукавя, признается, что хотел показать тему «отцов и детей» так, чтобы зритель «пошёл«, а на сеансе «не переживал и не скучал«, полагая, вероятно, что такое отношение к указанной проблеме по нынешним временам будет действенным и оптимальным. Нужно отдать должное дебютанту: у него это определённо получилось. Если прибавить упоминания режиссёра в качестве своих учителей У. Андерсона, К. Тарантино, С. Спилберга и добавить от себя, что ученик оказался отнюдь не бесталанным, можно смело рекомендовать этот фильм … вот только не для просмотра «всей семьёй». Фильм задумывался и делался в расчете на аудиторию «12+», но получил только «18+». Вероятно потому, что смеяться над отрицательными персонажами по нынешним временам нехорошо, вызывать у подрастающего поколения нужно совсем другие эмоции, да и показанная в фильме трогательная дружба героя с привидением как-то…
Текст: Юрий ИЛЬИН