«Послание к человеку» XXXIV. День девятый ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

В последний день работы Фестиваля, 26 октября, внимание вашего корреспондента привлекли две картины, запечатлевшие пять отдельных историй. Впрочем, по порядку...

С первого же своего фильма Алексей Федорченко "заставил себя уважать" в полную меру. Его дебютный мокьюментари1 "Первые на Луне" получил на МКФ в Венеции приз за лучший документальный фильм! (Там  - не разгадали!) Появившиеся далее (отмечаем выборочно) "Овсянка", "Небесные жёны луговых мари", "Последняя "Милая Болгария", "Монета страны Малави", "Большие змеи Улли-Кале", "Колбаса Митрофана Аксёнова", великолепное владение основными кинопрофессиями (он - сценарист, режиссёр, оператор, актёр, а также и продюсер), 32 награды, полученные на престижных МКФ - всё это говорит о несомненном таланте. В своих работах он, одновременно, профессионален, интеллигентен (сейчас это - увы! - большая редкость), ироничен и, вместе с тем, имеет выверенную гражданскую позицию.

Мировая премьера его новой небольшой по метражу работы "#подногами", на наш взгляд, совершенно несправедливо осталась на "Послании к человеку" не отмеченной. Фильм - четыре новеллы, объединённые идеей, выраженной в аннотации к фильму: "Если внимательно смотреть себе под ноги, можно найти удивительные вещи и истории".

- В первой новелле мы наблюдаем за ногами наших граждан, становящихся не отполированную этими ногами отметку, гласящую: "Нулевой километр автодорог РФ" и расположенную рядом с Красной площадью Москвы. Нужно: встать, кинуть монетку через левое плечо, загадать желание. И тогда - "всё сбудется!" На экране сапоги, ботинки, туфли, туфельки, кроссовки, кто-то водружает детскую коляску с младенцем (вероятно, заблаговременно), кто-то, постояв  на отметке босиком, отправляется дальше - гулять по Красной пощади. Звучат просьбы. Просят "Дом на берегу моря", "Миллион долларов". Концептуальные и не личные просьбы не слышны. Остаётся надеяться, что их просто не сумели заснять операторы, среди которых, кстати, знаменитый Алишер Хамидходжаев.

- Множество зверей, птиц, пресмыкающихся и прочих обитателей больших зоопарков. Они жуют, ластятся к посетителям, выпрашивая еду, рычат, бегают по своим клеткам. Вдруг, вперемежку со зверьём появляются имена купца первой гильдии, губернского почтмейстера, городского головы, командира батальонов военных кантонистов... Новелла "Зоопарк" снималась в Перми. Оказывается, зоопарк построен на бывшем Архиерейском кладбище города. В советское время оно было срыто, надгробия и могильные плиты использованы для строительства инженерных сооружений, прах не перезахоронен...

- Кадры, не вошедшие в фильм режиссёра "Большие змеи Улли-Кале", показывают нам мечеть города Грозного. Десятки тысяч людей идут на молитву, столько же пар обуви стоят у входа в мечеть, ожидая своих владельцев. Красиво сняты многочисленные ряды молящихся, их благоверно сложенные руки, многочисленные суджды (поклоны в знак благодарности Аллаху). Молитва окончена, все расходятся, возвращаясь к своим делам, разбирая и надевая обувь. Камера фиксирует оставшуюся пару обуви и машину Скорой помощи, увозящую мужчину, вынесенного на носилках из мечети. Понадобятся ли ему ещё эти оставленные ботинки? Название новеллы: "Инсульт"...

- Последняя новелла называется "Изумление Ребе Ландсберга". Режиссёр, будучи во Вроцлаве, заходит на старое еврейское кладбище. Оно существует уже не один век, с тех времен, когда город назывался Бреслау. "А потом, - звучит голос А. Федорченко, - наступили "новые времена"". Евреев почти целиком уничтожили, кладбище стало своеобразным тиром для упражнений в стрельбе по могилам. Потом Бреслау стал Вроцлавом, городом с новым названием, новыми людьми и новым католическим кладбищем. Старое, еврейское, с оставшимися следами многолетнего вандализма, зарастает, его "новым обитателям" неоткуда взяться, некому привести его в порядок. Режиссёр решает поставить поминальную свечу хотя бы на одну, рандомно выбранную, могилу. Ею оказывается место упокоения некоего Ребе Ландсберга, умершего в 1902 году. И мы видим его фотографию...

Как не вспомнить не в первый раз: "Всё суета сует и всяческая суета" (Екклезиаст, 1:2-9) и, вместе с тем, поблагодарить режиссера, напоминающего нам - Не забывайте! 

Менее 2-х месяцев прошло с мировой премьеры фильма режиссёрки Элизабет Ло "Изгоняющая любовниц" на МКФ в Венеции. Работа  -  блестяще сделанная и, вместе с тем, вызывающая определённые вопросы.

Занятие психолога (психологини?) Ван Чжэньси последнее время в Китае стало очень востребованным. За большие деньги она "убирает" любовниц. Проникающий в идеологию и культуру этой страны прагматизм, перенаселенность страны, вызывающая, среди прочего, эмоциональный стресс, сильно способствует образование подобных любовных треугольников.

Этот классический треугольник жена - муж - любовница мы можем увидеть и понять с непривычной классическому отношению к этой проблеме стороны. Предваряющая фильм надпись уверяет нас  в том, что история, рассказанная в фильме, реальна и заснята с согласия всех в ней участвующих.

Жена - немолода и постоянно с поджатыми губами и недовольным лицом. Дочь-подросток души не чает в родителях. Муж - много работает и не прочь посидеть с друзьями в кабачке, чтобы "прийти в себя". Последнее время начал "уходить в ночное" - мол, "много работы". Найдя в смартфоне переписку с другой женщиной, жена нанимает Ван Чжэньси, чтобы она разрушила увлечение мужа на стороне.

Разрабатывается профессиональный и хитроумный план, согласно которому Ван играет роль подруги жены для мужа, кузины мужа для любовницы. Её "многоходовочка" - беседы со всеми участниками треугольника: по отдельности, парами. Большое количество различных, в том числе психологических манипуляций, подробно показанных в фильме, делают своё дело: любовница добровольно покидает мужа.

Вместе с тем, у зрителей была возможность выслушать всех участвующих в этой ситуации. Никого не осуждая, наоборот, внимательно прислушиваясь к их мыслям и доводам.

В последних кадрах семья мирно прогуливается по тенистой дорожке в парке, красиво, под руку, уходя вдаль...

Самое время дать слову автору фильма: "Моей целью было снять историю, вдохновленную «Расёмоном», которая бы сочувственно изобразила все стороны любовного треугольника.. Исследуя опыт, который одновременно общеизвестен и уникален для современного Китая, я хочу спросить, что значит причинять боль, исцелять, бояться одиночества и любить в XXI веке."

Одна из главных сцен в фильме - разговор жены и любовницы о своем понимании ситуации. Разговор идёт открыто "под камеру". Некоторая нервозность поведения в этой ситуации объяснима. Вот только автору этих строк никак не "врубиться" в абсолютную их искренность. Ведь женщины эти знают, что разговоры будут увидены многочисленными зрителями!

"Регистратор опыта влияет на опыт", - это старое правило заставляет нас не сколько переживать за героев картины, сколько анализировать эту историю для большего понимания реалий современного мира.

Текст: Юрий ИЛЬИН

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения