«Послание к человеку» XXXIV. День четвертый

На четвертый день работы МКФ «Послание к человеку», 21 октября, нам удалось посмотреть два фильма о размышлениях: «ММХХ» Кристи Пую и «Пламя, пламя, пламя» Полин Жанбуркен.

Кристи Пую — румынский режиссёр, фильм которого «Смерть господина Лазареску» открыл мировому киносообществу феномен, получивший впоследствие название «Новое румынское кино» и поднявший провинциальную национальную кинематографию времён Чаушеску на небывалую киновысоту, отмеченную такими именами, как Корнелиу Порумбою, Кристиан Мунджиу, Раду Жуде и — самого Пую. Эти имена не может не знать любой уважающий себя знаток и почитатель «настоящего» кино. 

К. Пую, помимо названного фильма, срежиссировавший, среди прочих своих лент, знаменитые «Аврора», «Сьераневада», «Мальмкрог», уже, без преувеличения, вписал себя в отдельную строку всемирной истории киноискусства. Его последняя работа, показанная на «Послании…» в рамках программы «Двойные вершины», безусловно, прибавила славу режиссёру.

Слава эта, в основном, фестивально-синефильская. Для «обычного» зрителя — ну очень нелегко слушать в течении 160 минут разговоры «ни о чём» в фильме, намеренно нарушающим все классические законы кинодраматургии, согласно которым должны быть завязка, действие, развязка, наличие Главного Героя, расшифровка в конце всех загадок, составляющих интригу, а также события, направленно ведущие действие к логическому концу! К. Пую последовательно и как-то насмешливо нарушает все эти стереотипы. Начиная с названия «ММХХ«, которое появляется только перед конечными титрами и расшифровывается не всеми, обозначая всего лишь 2020 год, пик ковида, который лёгкими скрепами соединяет четыре мало связанные друг с другом истории.

Истории эти полны фантасмагорических ситуаций и диалогов, имеющих, казалось бы, мало смысла и много ненужных подробностей. Снятые сверхдлинными планами (две новеллы и вовсе — одним планом) мало подвижной камерой, наполненные непонятными отсылками, упоминаниями неизвестных людей, имена которых мелькают в теле фильма, не появляясь на экране и оставаясь «по ту сторону» мобильного разговора, зачастую еще больше запутывают далеко не линейную конструкцию каждой из новелл. Мелькающая в разговоре рано рожающая подруга одной из героинь, долгие поиски венчика для кухонного комбайна, рассуждения о качестве шариковых ручек, долгий, одним планом снятый, почти сюрреалистический рассказ о короткой связи бывшего артиста, а ныне шофёра «Скорой помощи», с любовницей чеченского гангстера, допрос сутенёрши, сына которой убили «на органы», проходящий на фоне отпевания странно погибшего полицейского, жена которого (возможно!) была в связи с одним из допрашивающих — все эти круговерти «несюжета» вдруг начинают замыкаться в некое (уже после просмотра) состояние осмысления человеческого бытия, его хрупкости, зачастую бессмысленно запутанных личностных взаимоотношений, нередко походящих на мелкий, суетный фарс…

В общем, «всё суета сует и всяческая суета» (Книга Екклесиаста, или Проповедника, III век до Р. Х.), но, вместе с тем, подвижение к размышлениям о её (суеты) преодолении…

Её зовут Жюльетта Перри, ей 17 лет, у неё несколько десятков тысяч подписчиков, она записывает в тик-ток свои тексты, которые, как считается, помогают преодолеть всяческие невзгоды, как моральные, так и физические. Она бесконтактно, «дистанционным магнетизмом», лечит ожоги, в том числе и на большом расстоянии, вбирая в свои руки «всяческую нечисть».

За это её называют «ведьмой», и у неё нет возражений. Она общается со своими сверстниками, рассуждая о том, нужно ли в будущем заводить детей, которые будут «жить в нищете» (противникам childfree: дело происходит в Швейцарии), сочиняет рэп, катается на бамперных машинках по автодрому, боится высоты, курит, предсказывает будущее по картам Таро, мечтает стать акушеркой и поступает, выдержав большой конкурс, в соответствующий ВУЗ. У неё хорошие отношения со своей мамой.

Полин Жанбуркен, режиссер(ка) фильма о Жюльетте, имеющего многозначное название «ПЛАМЯ, ПЛАМЯ, ПЛАМЯ», не стесняется снимать свою героиню крупным планом и не боится, что она будет вести себя неестественно. Постоянное общение с подписчиками полностью расковало героиню, сделало её свободной, эмансипированной личностью, знающей себе цену. Без какого-либо напряжения рассуждая на многие «умные» и «взрослые» темы, она, будучи «ведьмой», позитивна и внимательна к вопросам христианства. Режиссёр внимательно наблюдает за Жюльеттой, пытаясь видеть в ней «Человека будущего», как вооружённого всяческими техническими новациями и представлениями, так и оставаясь при этом «милым тинэйджером», со всеми особенностями, этому возрасту присущими. П. Жанбуркен, сама лишь на 12 лет старше своей героини. Вместе с тем, много лет работая в кино в различных ипостасях, она имеет уже большой опыт. Может быть, именно это сочетание молодости и опыта делает картину убедительной, реалистичной и приводит (пардон за стандартные слова!) к серьёзным размышлениям о нашем Будущем.

 Текст: Юрий ИЛЬИН

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения